Автокредит под 0 процентов от дилера
Содержание
- 1 Нулевой автокредит: брать или не брать?
- 2 Требования к заемщику для получения беспроцентного займа
- 3 Беспроцентный кредит: в чем подвох?
- 4 Как посчитать будущие выплаты по кредиту?
- 5 Памятка будущему заемщику
- 6 Стоит ли брать беспроцентный кредит на машину?
- 7 Подводные камни беспроцентного автокредита
- 8 Требования к заемщикам
- 9 Расчеты предстоящих расходов
- 10 О чем нужно помнить?
- 11 Что все-таки выбрать?
- 12 Халявы не будет
- 13 Ставки решают всё
Конкуренция на рынке автокредитования с каждым днем обостряется. Банковские учреждения в сотрудничестве с автосалонами придумывают различные маркетинговые ходы, чтобы потеснить своих конкурентов. Сегодня многие банки могут предложить потенциальным заемщикам купить отечественное или импортное авто без процентов, временных затрат и с минимальным пакетом документов. Фраза «автокредит под 0» звучит, конечно, заманчиво, но всем известно, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке.
Нулевой автокредит: брать или не брать?
Оформлять ли автомобиль в кредит под ноль процентов? Это дело каждого. С одной стороны, выбрав такую кредитную программу, можно значительно сэкономить, ведь при стандартном кредите на 5-7 лет переплата может составить 90-100%. А удорожание по льготному кредиту, оформленному всего на 2 года, будет лишь 10%. С другой стороны, для оформления нулевого автокредита требуется высокий первоначальный взнос (от 50%). Поэтому, если у заемщика есть примерно 2/3 стоимости авто, то будет намного выгоднее занять деньги или самостоятельно собрать недостающую сумму и купить новую машину без лишних затрат.
Но если автодилер совместно с банковским учреждением предлагает нужную модель и комплектацию автомобиля (да еще и на отличных условиях), то смысл в беспроцентном кредите все-таки есть. Ведь в данном случае заемщик сможет обзавестись новым транспортным средством с минимальными затратами.
Что касается автокредита с ежемесячными выплатами, то такой вариант подходит только в том случае, если машина нужна срочно. Но даже такой вид автокредита необходимо выплачивать как можно быстрее, ведь по своей стоимости он может выйти как обычный кредит по ставке в 20% годовых (или дороже).
Требования к заемщику для получения беспроцентного займа
При оформлении беспроцентного кредита банк предъявляет следующие требования:
- Возраст заемщика должен быть от 21 до 60 лет (для лиц в возрасте 60 лет обязательным условием также будет страхование жизни).
- Заемщик может выплачивать ежемесячно не более 40% от своего постоянного дохода.
- Страховка «Каско» оформляется исключительно у партнеров банка.
Кроме этих условий, банк требует от потенциального клиента предъявления минимального пакета документов, без которых оформление автомобиля в кредит будет невозможным:
- паспорт;
- водительские права;
- справка с текущего места работы;
- справка о размерах дохода.
Кроме того, покупка машины в кредит без процентов может обернуться для заемщика штрафами и пенями, размер которых будет намного больше, чем при стандартных кредитах. В качестве компенсации «морального ущерба» банковские учреждения могут поднимать процентные ставки по обслуживанию кредитного счета.
Беспроцентный кредит: в чем подвох?
Решая оформлять беспроцентный кредит на авто, нужно понимать, что действительно нулевым он не будет. Ведь даже в Гражданском кодексе РФ (ст. 819) написано, что «заемщик обязан уплатить проценты и вернуть доверенную сумму денег». Поэтому любой кредит на любое приобретение (необязательно автомобиль) никогда не будет безвозмездным. Да, процентная ставка будет мизерной, но она все равно будет составлять 0,01% или 0,0001% годовых.
При оформлении машины в кредит не стоит забывать и о страховке транспортного средства, за счет чего затраты вырастут примерно на 6-8% в год. При оформлении беспроцентного займа банки обычно требуют уплату одноразовых комиссий (еще 3-5% от суммы кредита). Кроме того, некоторые финансовые учреждения могут потребовать от клиента, чтобы он застраховал свою жизнь (а это еще 1-3% в год).
Иногда банк может предложить клиенту оформить автомобиль в кредит без сотрудничества с автосалоном. Такая услуга может оказаться довольно хорошим вариантом для тех людей, которые желают купить авто без привязки к конкретной марке или модели. Но и тут есть свой подвох: автокредит, оформленный без участия дилера, обычно содержит ежемесячные комиссии.
Итак, среди преимуществ данного вида автокредита можно отметить следующее:
- возможность купить новое авто практически в рассрочку;
- чаще всего беспроцентный автокредит выдается в рамках акции с автосалонами;
- оформление страховки по льготному тарифу.
Что касается недостатков, то они таковы:
- высокий первоначальный взнос — от 50%;
- максимальный срок займа — до 2 лет;
- скрытые ежемесячные комиссии.
В общем, кредит под 0 процентов годовых — это всего лишь маркетинговый ход, с помощью которого визуально уменьшается стоимость займа.
Как правило, нулем здесь и не пахнет. В данном случае стоит учитывать, что стоимость автокредита зависит от стоимости депозитов на рынке. Поэтому, чтобы узнать реальную процентную ставку, необходимо умножить ежемесячную комиссию на 12, а затем прибавить к рекламной ставке. Например, одно банковское учреждение завлекает новых клиентов следующими условиями: 0,0001% в год, срок займа — 5 лет, первоначальный взнос — всего 10%. При этом в договоре прописывается мелким шрифтом еще одно условие: кроме процентной ставки, заемщик обязан выплачивать 1% комиссии каждый месяц. И в итоге получается, что удорожание автомобиля составляет около 60%, а это уже соответствует реальной ставке на уровне около 20%. Кроме того, в отличие от процентной ставки обязательная ежемесячная комиссия начисляется на тело кредита, а не на его остаток. То есть, даже если заемщик выплатит весь долг досрочно, экономии практически не будет.
Как посчитать будущие выплаты по кредиту?
Для того чтобы правильно посчитать выплаты по автокредиту, необходимо сначала уточнить, как считается ежемесячная комиссия: от остатка кредита или от всей суммы займа. Скорее всего, такая комиссия отсчитывается от суммы кредита, но уточнить все же нужно.
Итак, если комиссия беспроцентного кредита отсчитывается от суммы, то никаких калькуляторов не нужно, расчет здесь очень простой. Для начала надо узнать аванс по кредиту, перевести его «проценты» в «реальные деньги» для выбранной вами цены автомобиля, а затем вычитать из стоимости транспортного средства цену аванса. Это будет тело кредита. После того как это число будет умножено на величину ежемесячной комиссии, получится та самая сумма, которую вам и придется платить каждый месяц (кроме тела кредита).
К примеру, стоимость вашего автомобиля — 15 тысяч долларов, аванс — 20%, итого тело кредита составит 12 тысяч долларов (15-15*20%). Ежемесячная комиссия составляет 0,9% от суммы кредита, значит, в месяц придется платить 108 долларов.
После этого нужно поделить тело кредита на выбранный срок кредитования (в месяцах). Если кредит был оформлен на 5 лет (60 месяцев), то 12 тысяч долларов «конвертируются» в 200 долларов в месяц, если же срок кредита — 2 года (24 месяца), то получится 500 долларов в месяц. Осталось только прибавить рассчитанную ранее ежемесячную комиссию — и получится сумма ваших выплат по беспроцентному кредиту.
Если же ежемесячная комиссия считается от остатка кредита, то посчитать ее в уме уже не получится. Однако выплаты в этом случае будут меньше. Кроме того, не стоит забывать, что в размер ежемесячных выплат еще будут включены страховки «Каско», «ОСАГО» и, скорее всего, страхование жизни. То есть страховка — это еще около 100 «лишних» долларов в месяц.
Памятка будущему заемщику
Если вы решились все-таки приобрести автомобиль в кредит без процентной ставки, то сначала нужно обязательно ознакомиться со всеми условиями предоставления кредита. Не будет лишним и сравнение аналогичных предложений в других банках, например, ВТБ24, Банк Москвы, Сбербанк и т. д.
Кроме того, желательно ознакомиться с небольшим списком того, на что следует обратить внимание, перед тем как оформлять машину в кредит:
- Для начала нужно хорошенько подумать, а так ли сильно на самом деле вы нуждаетесь в этом кредите. Также нужно трезво оценить свои финансовые возможности и подумать, сможете ли вы стабильно выплачивать проценты (как минимум в течение года). Нужно помнить, что расторгнуть кредитный договор будет намного сложнее, чем его подписать.
- Перед подписанием документов нужно внимательно изучать все условия. Банки любят «прятать» скрытые выплаты, поэтому необходимо читать каждый пункт в документе. Все условия договора должны быть для вас понятными, если это не так, то вы всегда можете попросить банкира объяснить тот или иной пункт в договоре.
- При заключении договора купли-продажи необходимо обратить на общую стоимость транспортного средства вместе со всем дополнительным оборудованием (магнитола, диски, сигнализация) и дополнительными услугами. Итоговая цена автомобиля может значительно отличаться от той, которая была указана в рекламе или по телефону.
- Обязательно надо обратить внимание и на условия договора, которые касаются страховки. Желательно рассмотреть несколько вариантов оформления кредита, а только потом выбрать наиболее выгодный для вас. Следует помнить, что подписание договора страхования не является обязательным условием кредитного договора.
- При невозможности выплачивать ежемесячные платежи нужно незамедлительно обратиться в банковское учреждение в письменном виде и приложить документы, которые подтвердят вашу временную неплатежеспособность.
- Если вам продали некачественный товар, то у вас есть право требовать возмещение убытков (в случае возврата автомобиля).
Из всего вышесказанного можно сделать следующий вывод: нулевые автокредиты — это всего лишь маркетинговый ход, с помощью которого привлекают новых клиентов. При этом и продавец, и сам клиент прекрасно знают, что приобретаться будет авто, а не кредит. Кредит в данном случае выступает лишь в качестве дополнительного инструмента продаж. Беспроцентные кредиты предлагаются, как правило, только при поддержке автодилеров и с «уникальным» предложением от страховой компании-партнера. Обычно такие предложения идут в комплекте и лишают клиентов выбора другого авто или иной страховой компании. Кроме того, нулевые кредиты действуют только на конкретные модели авто, а не на весь модельный ряд. Поэтому если клиенту нужна конкретно эта машина в этой комплектации, то, скорее всего, вопрос о стоимости кредита будет стоять на втором месте.
Авто в кредит без процентов – соблазн для многих автолюбителей, особенно начинающих. Сегодня многие автосалоны при поддержке различных банковских учреждений обеспечивают максимально выгодные условия, предоставив возможность клиентам приобретать транспортные средства с минимальными первоначальными затратами. Причем чаще всего такие предложения актуальны не только для импортных автомобилей, но и для отечественных моделей. Что же скрывается за «беспроцентностью» кредитов? Какие на самом деле условия предоставляют банки? Насколько выгодно брать автокредит под 0 процентов? Ответим на каждый из вопросов.
Стоит ли брать беспроцентный кредит на машину?
Чтобы ответить на этот вопрос, нужно разобраться в традиционных системах кредитования. А они предлагают оформление документов на срок 5–7 лет, за которые заемщику чаще всего приходится переплачивать до 100% от первоначальной суммы, а иногда и больше. Если же взять льготный автокредит, оформленный, например, на 2 года, удорожание составит значительно меньше – 10%, однако для этого потребуется внести большую сумму первоначально – от 50%.
Поэтому многие клиенты автосалонов, имея на руках хотя бы 2/3 стоимости авто, стараются либо подождать, собрав всю сумму, либо взять в долг у знакомых, не втягиваясь в кредитные обязательства.
Конечно, если автодилер предлагает хорошую цену, нужную комплектацию и беспроцентный кредит от банка на короткий срок, тогда стоит воспользоваться такими условиями. Затраты окажутся минимальными.
Подводные камни беспроцентного автокредита
Автокредит без процентов в автосалоне – заманчивая схема, у которой есть свои нюансы. Если рассмотреть подобные условия с точки зрения законодательства, абсолютно без процентов кредит на автомобиль быть не может, что указывается даже в Гражданском кодексе. В этом случае используется самая минимальная процентная ставка, например 0,0001% годовых.
Стремясь купить автомобиль в кредит, стоит учитывать и страховку. Это дополнительная статья расходов, которая потребует еще около 6% от суммы в год. Если предполагается оформление кредита без процентов, как правило, банки вынуждают платить одноразовую комиссию, а это еще около 5%. Также дополнительным требованием может оказаться необходимость страхования жизни заемщика.
Машина в кредит без процентов – выгодное приобретение, однако нужно учитывать еще один нюанс. Любое банковское учреждение при выдаче займов учитывает цену депозитов на рынке. Если клиенту обещают 0,0001% годовых с первоначальным взносом 10%, на самом деле может получиться по-другому.
Очень часто банки прописывают в договоре мелким шрифтом дополнительное условие – например, размер ежемесячной комиссии, которая составляет 1%. В итоге реальная процентная ставка будет составлять не 0,0001%, а все 20% или более. К тому же подобные комиссии часто привязываются к телу кредита, а не остатку, поэтому сумма не уменьшится даже в конце срока.
А еще банки не стесняются повышать штрафные санкции для подобных кредитов. И любая просрочка по выплатам сулит заемщику серьезным увеличением размера необходимого взноса. Банки не упускают своей выгоды. И даже если они обещают для заемщика реально выгодные условия, они зарабатывают на других схемах.
Например, на сотрудничестве со страховыми компаниями, которым выгодна продажа полисов каско, а значит, они готовы делиться и с банковскими учреждениями для увеличения своих оборотов. К тому же автосалоны часто предлагают для банков дополнительные скидки на автомобили, что еще больше увеличивает доходность кредитования.
Требования к заемщикам
- возраст – 21–60 лет;
- ежемесячные выплаты не могут быть больше 40% от дохода;
- оформление страховки возможно в компании, которая указана в списке партнеров банковского учреждения.
Минимальный пакет документов, который придется предоставить заемщику:
- паспорт и водительское удостоверение;
- справка о доходах с места работы.
Для положительного решения по заявке доход должен быть высоким и стабильным, принимается во внимание стаж на последнем рабочем месте и прочие нюансы.
Расчеты предстоящих расходов
Для начала нужно выяснить у сотрудника банка, как начисляется ежемесячная комиссия: от суммы кредита или от его остатка. Лучше всего попросить пример договора, по которому можно ориентироваться в расчетах.
Если комиссия определяется в зависимости от суммы займа, расчет будет упрощенным. Аванс переводится из процентного отношения в денежный формат, учитывая стоимость выбранной модели машины. Полученная разница между ценой и авансом является телом займа. А дальше нужно учесть все проценты по автокредиту, которые будет начислять банк.
Приведем пример. Транспортное средство стоит 1 млн рублей, аванс составляет 10%, тогда получаем тело кредита – 900 тыс. рублей. Если ежемесячная комиссия составляет 0,9%, размер регулярных оплат – 8,1 тыс. рублей.
Тело кредита необходимо разделить на количество месяцев займа, чтобы получить размер взносов. Например, срок кредитования составляет 24 месяца, тогда каждый месяц придется погашать тело кредита в размере 37,5 тыс. рублей. К этой сумме прибавляем ежемесячную комиссию и получаем ежемесячный платеж – 45,6 тыс. рублей. Сюда же придется добавить стоимость страховки.
О чем нужно помнить?
Если решено купить автомобиль в кредит с минимальным размером годовых процентов, тогда следует рассмотреть предлагаемые условия от разных банков, а также учесть некоторые аспекты:
- Сначала стоит взвесить саму необходимость кредитования. Так ли нужен банковский заем, как кажется? Возможно, лучше попросить у знакомых или близких, если не хватает относительно небольшой суммы по сравнению с общей ценой автомобиля в автосалоне? Если есть шансы купить машину без займа, лучше поступить именно так.
- Трезвая оценка финансовых возможностей – спасение от долговой ямы. Нужно представить себе, что кредит берется не на один месяц, его придется планово выплачивать на протяжении длительного периода. Ежемесячный доход должен быть не только высоким, но и стабильным. Подписать кредитные документы – только половина дела, гораздо сложнее осуществлять выплаты в нужном размере каждый месяц до полного погашения задолженности. Это особенно важно, если оформляется беспроцентный кредит, поскольку по условиям таких договоров, как правило, предусматриваются повышенные штрафные санкции.
- Следует не торопиться при подписании документов. Нужно внимательно изучить условия, задавать вопросы сотруднику банка, чтобы хорошо разобраться во всех нюансах: размере переплаты и ежемесячных платежей, способах и сроках оплаты и т. д. Особое внимание следует уделить частям документов, где текст написан мелким шрифтом, поскольку основные банковские хитрости таятся именно в них.
- При оформлении договора в автосалоне нужно обратить внимание на цену машины в необходимой комплектации. Иногда эта сумма оказывается существенно выше ранее заявленной.
- Также нужно пересмотреть условия страхования. Чаще всего банки указывают те компании, с которыми придется заключать договор. Необходимо ознакомиться с основными предложениями, чтобы выбрать лучшее.
- При получении некачественного товара, если он будет возвращаться, покупатель имеет право потребовать возмещение убытков.
Нужно запомнить, если у заемщика не получается внести обязательный платеж, ему нужно сообщить об этом банку, желательно в письменной форме и с указанием веских причин, а также предоставлением подтверждающих документов.
Что все-таки выбрать?
Если принято решение приобрести машину в автосалоне, стоит подготовиться к возможной смене условий кредитования в процессе оформления займа. И на деле может оказаться, что продажа транспортного средства будет выполнена с определенным годовым процентом. Кредит в этом случае является инструментом привлечения клиентов и увеличения прибыли. Как правило, нулевые займы выдаются в жестких условиях, при которых ограничивается возможность выбора страховой компании, комплектации авто и т. д. Поэтому окончательное решение, какую выбрать схему покупки, остается за будущим автовладельцем.
Недавние изменения в Налоговом кодексе сделали кредитование более прозрачным для потребителей, и теперь заявленные в рекламе автокредита «0% годовых» будут прописаны и в кредитном договоре. Впрочем, даже в предоставлении рассрочки автопроизводители и банки своей выгоды не упустят. Какие преимущества и риски для рядовых заемщиков таят в себе автокредиты без переплаты?
Халявы не будет
С 2018 года в Налоговый кодекс внесены поправки, которые конкретизировали понятие «выгода» и сделали возможным указывать в кредитном договоре любую ставку, отличную от нуля. До этого кредитные ставки в банках не могли быть ниже, чем 2/3 ставки рефинансирования (действующая — 7,25% годовых). В противном случае экономия на процентах по кредиту приводила к подоходному налогу для заемщика.
Теперь же обязанности по уплате НДФЛ не возникает даже при получении кредита под 0% годовых. Такие предложения существовали и ранее, однако они реализовывались путем предоставления клиенту так называемой маркетинговой скидки. Как поясняют в кредитных организациях, алгоритм ее расчета строился на предоставлении клиенту дисконта при приобретении автомобиля, равного разнице между фактической ставкой банка (отраженной в кредитном договоре) и маркетинговой, то есть рекламируемой. Сейчас же данное ограничение снято, и банки показывают реальные низкие ставки.
Фактически сумма дисконта, ранее предоставляемого клиенту дилерским центром или автопроизводителем, теперь направляется в банк, покрывая выпадающие доходы кредитной организации при снижении ставки. Это позволило отсечь фиктивных заемщиков, которые брали такие кредиты ради получения скидки на автомобиль, а затем тут же полностью погашали задолженность перед банком.
«При старой схеме кредит по маркетинговой ставке 0% мог использоваться только для получения скидки в случае оперативного погашения задолженности по кредиту. Теперь же кредит берет человек, которому он действительно нужен, а не тот, кто оформляет его только ради получения скидки», — комментирует директор департамента автокредитования Русфинанс Банка Наталья Русова.
Первым автопроизводителем, предложившим автокредиты под минимально возможные 0,1% годовых, стал Chery. По сути автомобиль китайской марки можно купить фактически в рассрочку сроком на 3 года. Но не спешите радоваться: условия получения такого кредита оказались жестче по сравнению с другими кредитными предложениями программы Chery Finance. В частности, минимальный первоначальный взнос повышен до 50% от стоимости автомобиля. Кроме того, в рассрочку доступны только автомобили 2016 и 2017 годов выпуска.
По словам участников отрасли, нулевые автокредиты готовятся предложить и другие автопроизводители. Впрочем, массового распространения рассрочки ждать не стоит, поскольку этот финансовый инструмент обычно используется автопроизводителями для краткосрочного стимулирования продаж по отдельным моделям. При этом по сравнению с прямыми скидками к недостаткам кредитования даже под 0% годовых относится необходимость оформления каско на период выплаты задолженности банку. В то же время автокредиты с низкими процентными ставками позволяют потребителям с ограниченными средствами ускорить покупку нового автомобиля или стать владельцем более дорогой модели.
Ставки решают всё
«Чем дешевле кредит для клиента, тем более он востребован на рынке. Поэтому перспективы развития рассрочки мы оцениваем как высокие. Основной вопрос состоит в том, готовы ли будут автопроизводители фокусироваться на околонулевых отметках. Все зависит от целей и возможности каждой из марок, представленных на российском рынке», — рассуждает главный управляющий директор Совкомбанка Андрей Спиваков.
Между тем легализация финансовых предложений с низкими процентными ставками положительно скажется на развитии рынка автокредитования и позволит предлагать заемщикам еще более привлекательные ставки по кредитам, прогнозируют в банковской сфере. Этому должна способствовать и обострившаяся конкуренция в данном сегменте в связи прекращением льготного автокредитования. В первом квартале 2018-го доля кредитных продаж на авторынке, по оценкам Совкомбанка, снизилась, несмотря на то что адресные программы «Первый. » и «Семейный автомобиль» пока еще продолжают действовать, однако доступны они ограниченной категории потребителей.
Как отмечают в ВТБ, развитие рассрочки во многом зависит от процентных ставок на рынке автокредитования. В настоящее время рынок находится в поиске дополнительных источников по повышению доступности автокредитов. В связи с этим рассрочка может стать популярным и выгодным инструментом.
Как известно, на стоимость кредитов для заемщиков первостепенное влияние оказывает изменение ключевой ставки ЦБ РФ. С начала года она снижалась дважды — в общей сложности на 0,5%, до упомянутых выше 7,25%. В совокупности с усиливавшейся поддержкой автопроизводителей в условиях падения спроса на автокредиты это привело к снижению процентных ставок. Так, на сегодняшний момент кредит на приобретение автомобиля можно оформить по ставке 5–7% годовых, что ниже уровня 2017 года, гласят данные Совкомбанка. В свою очередь, в ВТБ прогнозируют, что при сохранении курса на снижение ставки рефинансирования стоит ожидать дальнейшего снижения ставок по автокредитам — в 2018 году примерно на 1–2%. Впрочем, всплеск инфляционных рисков на фоне нынешнего ослабления рубля, по мнению экспертов, может заставить Центробанк заморозить ключевую ставку на ближайшие полгода.
«Окончание госпрограммы субсидирования процентных ставок и снижение покупательского спроса требуют более активных действий со стороны автопроизводителей, направленных на продвижение кредитных продуктов, усиления их поддержки, в том числе и путем предоставления прямых субсидий банкам для снижения процентных ставок», — считает Андрей Спиваков.
Фото: ИТАР-ТАСС/Интерпресс/Родион Юрга, depositphotos