Проблемы правового регулирования института налогового консультирования в Российской Федерации
В статье рассматриваются проблемы правового регулирования института налогового консультирования. Стратегия развития налогового консультирования должна быть направлена на согласование принципов деятельности и возможностей налоговых консультантов, на обеспечение баланса интересов бюджета и клиентов – участников делового оборота. В настоящее время появилась возможность создать нормативную правовую основу налогового консультирования и возможность развивать ее.
Среди актуальных проблем становления налогового консультирования в России можно выделить следующие.
– отсутствие закона о налоговом консультировании;
– смешение налогового консалтинга с аудитом и адвокатурой. Иными словами, налоговым консалтингом часто занимаются аудиторы и адвокаты.
Как следует из рейтингов и исследований, основная часть выручки от оказания услуг по налоговому консультированию – это крупные клиенты из наиболее рентабельных отраслей (добывающая промышленность, ТЭК, машиностроение). Малый и средний бизнес очень ограниченно пользуется услугами налоговых консультантов. Практика показывает, что существенная часть вопросов, которые решаются в рамках налогового консалтинга, с точки зрения доли выручки, – это налоговые споры, налоговый аудит и сопровождение сделок по слиянию и поглощению.
В России мало компаний, которые могут сформулировать для налогового консультанта сложные вопросы в области налогообложения и бухгалтерского учета. И из них лишь часть компаний, которые могут за такие услуги платить. Как правило, налоговых консультантов привлекают крупные и средние компании.
На отдельных предприятиях вопрос снижения уровня уплаты налогов решается с помощью фирм-однодневок. Использование такого варианта оптимизации не требует услуг консультанта. В таких условиях ситуация, когда собственник или директор малой компании решит потратить деньги на налогового консультанта, является довольно необычной. Особую роль в налоговых схемах, направленных на уклонение от уплаты налогов, играют фирмы-однодневки. За последние 20 лет однодневки стали неотъемлемой частью отечественной экономики и используются практически повсеместно: по оценкам до 80 % всех проводок, отслеживаемых в ЦБ РФ, так или иначе связаны с однодневками.
Как правило, вопросы задают, когда попадают в сложные ситуации в силу налоговых проверок. Или в самом начале построения или обновления структуры бизнеса.
Отсутствуют ограничения организационно-правовых форм, которые может использовать налоговый консультант. Не рассматриваются ситуации, при которых использование некоторых организационно-правовых форм, например ОАО или ФГУП, может ограничить фактическую независимость налогового консультанта и привести к конфликту интересов.
Необходимо создать специальный государственный аппарат, который должен быть в каждом субъекте России для регулирования деятельности по налоговому консультированию.
Недостаточно обоснованным представляется предложение о введении понятия Налоговый консультационный пункт.
Исходя из определения налогового консультирования не следует однозначного ответа на вопрос, чьими интересами должен руководствоваться налоговый консультант в спорной ситуации (государства или клиента).
Вызывает опасение, что уровень государственного регулирования рынка налогового консультирования приведет к тому, что вместо налогового консультанта – помощника налогоплательщика, мы получим второго налогового инспектора.
Вопрос соблюдения конфиденциальности информации в налоговом консультировании проработан недостаточно. С одной стороны тайна консультирования устанавливается, однако ее раскрытие возможно по решению суда. Данная ситуация будет выделять лиц, обладающих статусом адвоката, от других игроков рынка налогового консалтинга. Такая ситуация априори закрепляет неравенство участников рынка налогового консультирования.
Попробуем разобраться в проблемах налогового консультирования более детально. Проблемы налогового консультирования постоянно обсуждаются на международных конференциях. Во многом, проблемы российского консалтинга в области налогообложения связаны с тем, что этот сегмент рынка услуг только начинает развиваться в России.
Основная проблема на современном этапе развития – это отсутствие самостоятельного законодательного регулирования налогового консультирования.
Следующая проблема – это недостаток профессиональных высококвалифицированных кадров. Очевидно, что консультант должен обладать необходимым багажом знаний в той области, с которой он имеет дело – экономических, юридических, финансово – бухгалтерских, не говоря уже о знаниях в области налогообложения. Существует также проблема осуществления государственного контроля в сфере деятельности консультантов по налогам и сборам, которая заключается в том, что квалификационная характеристика специалиста утверждена Министерством труда и социального развития России, а государственный контроль за ее соблюдением, а также правила и стандарты налогового консультирования до сих пор не установлены.
Решение проблемы культуры консультирования, с одной стороны – невозможно без принятия соответствующего законодательства, а с другой стороны – является долгосрочным, стратегическим направлением.
В современных условиях налоговое законодательство предусматривает институт налогового представительства и консультирования, который позволяет обеспечивать квалифицированное предоставление правовой помощи налогоплательщикам при решении налоговых вопросов, начиная от частных консультаций и заканчивая защитой их прав и законных интересов в суде и налоговых органах.
Таким образом, на наш взгляд, принятие законодательства, регулирующего налоговое консультирование, является единственным верным шагом, способным послужить толчком к развитию отрасли налогового консультирования.
По нашему мнению, решением основной проблемы – отсутствие законодательного регулирования налогового консультирования является принятие ФЗ «О налоговом консультировании», а также разработка и создание нормативной базы о стандартах и порядке осуществления налогового консультирования. Стандарты налогового консультирования должны представлять собой основные, общие рекомендации, которые нуждаются в кодификации.
В настоящее время ведутся споры о необходимости разработки закона о налоговом консультировании. По мнению Черника Д. Г.: «Закон нужен для того, чтобы защитить налогоплательщика от недостаточно квалифицированного, недобросовестного налогового консультанта».
Главная цель разработки законопроекта «О налоговом консультировании» – сформулировать правила организованного рынка консультационных услуг в сфере налогообложения.
Изучение законопроектов позволяет сформировать мнение о дискуссионности некоторых из содержащихся в них положений.
Прежде всего, нужно качественно улучшать налоговое законодательство, осуществлять назревшую налоговую реформу в сфере налогового консультирования, в связи с тем, что данная область консультирования достаточно быстро развивается и ей необходима нормативно-правовая регламентация.
По нашему мнению, законное налоговое консультирование должно быть разрешено специальной категории лиц- профессионалов, которые допускаются к этой деятельности на законных основаниях после получения соответствующего
образования в высшем учебном заведении в рамках дополнительного, профессионального образования (повышении квалификации, профессиональная переподготовка, удостоверенные государственным образовательным документом).
Деятельность по налоговому консультированию осуществляется в целях содействия в своевременной уплате законно установленных налогов и обеспечения защиты прав и законных интересов участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.
Сегодня налоговые споры являются самыми сложными по рассмотрению и возможным последствиям категорий дел. Поэтому роль специалиста, именуемого «хороший налоговый консультант», возрастает с каждым днем.
Статья опубликована в Евразийском юридическом журнале № 8 (87) 2015