Стратегия инвестиционного развития Республики Дагестан
В статье рассматриваются вопросы инвестиционного развития Северо-Кавказского региона. автор подробно осветил проблемы инвестиционного развития республики Дагестан. территориальное развитие российской федерации в стратегическом плане ориентировано на обеспечение условий, позволяющих каждому региону иметь необходимые и достаточные ресурсы для создания достойных условий жизни граждан, комплексного развития и повышения конкурентоспособности экономики при обеспечении политического и правового единства страны.
Особое место в стратегии территориального развития страны занимает Северо-Кавказский регион. Это обусловлено прежде всего его современным геополитическим положением, историей освоения и исключительно сложным этническим составом населения. Развитие этого региона следует рассматривать как важнейшее средство обеспечения целостности государства, укрепления экономики России и ликвидации очагов политической напряженности. Объективно возникает необходимость в разработке такой политики развития субъектов РФ в составе Северо-Кавказского региона, которая, не нарушая целостности и единства российского государства, его экономического пространства, обеспечивала бы в русле инновационных преобразований устойчивые темпы роста экономики, адекватный рост уровня жизни местного населения, экологическую безопасность и, как следствие, стабилизацию общественно-политической жизни на Северном Кавказе.
Цели и задачи развития Республики Дагестан достаточно четко сформулированы в проекте «Стратегия социально-экономического развития Республики Дагестан до 2020 года», но от постановки целевых установок до их реализации лежит длительная повседневная, кропотливая, согласованная деятельность всех заинтересованных сторон – власти, бизнеса, общественных организаций, различных слоев населения. Именно в условиях консолидации общества представляется возможным в реальном режиме времени добиться позитивных результатов: модернизировать экономику и вывести параметры ее функционирования на уровень отечественных и мировых стандартов, существенно повысить уровень и улучшить качество жизни населения Северо-Кавказского региона.
Тем более, такая позиция согласуется с федеральной региональной политикой. Территориальное развитие Российской Федерации в стратегическом плане ориентировано на обеспечение условий, позволяющих каждому региону иметь необходимые и достаточные ресурсы для создания достойных условий жизни граждан, комплексного развития и повышения конкурентоспособности экономики при обеспечении политического и правового единства страны. Исходя из складывающейся хозяйственной ситуации внутри России, характеризующейся переходом на инновационный путь развития, должны выстраиваться и направления развития и модернизации экономики Северо-Кавказского региона.
С точки зрения современной типологии многонациональный Дагестан относится к приграничным экономически недостаточно развитым с низким уровнем занятости депрессивным регионам аграрно-индустриального типа.
В настоящее время сохраняющееся депрессивное состояние экономики республики, сложная социально-политическая ситуации, утрата по многим позициям хозяйственной ориентации сдерживают развитие республики, которая продолжает оставаться в сильной финансово-экономической зависимости от федерального Центра. Достаточно отметить, что уровень дотационности консолидированного бюджета РД в последние годы в среднем составлял 76-78%.
Решение проблем модернизации лежит в плоскости привлечения инвестиций в реальный сектор экономики Дагестана. Однако в настоящее время достаточно высокие темпы прироста инвестиций в основной капитал не оказывают должного воздействия на подтягивание макроэкономических показателей до среднероссийского уровня. И дело не столько в глубине сложившегося под влиянием различных факторов изначального экономического отставания Дагестана, а в том, что финансовые средства в основной капитал расходуются зачастую не по назначению и без должного обоснования эффективности тех или иных инвестиционных проектов.
В современных условиях инновационных преобразований экономики повышение эффективности инвестиционного развития регионов, создание благоприятного инвестиционного климата становится одной из основных задач, которая включает выбор источников инвестиций, создание необходимой нормативно-правовой базы, определение органов, ответственных за реализацию инвестиционной политики и привлечение инвестиций, организацию работы с инвесторами и т.д.
Инвестиционный климат в Дагестане во многом зависит от состояния и уровня диверсификации экономической среды, перспектив и тенденций экономического развития его территорий, степени развитости рыночных отношений, финансового рынка и рынка инвестиционных услуг, устойчивости и авторитетности власти, политической поляризации населения, уровня социальной напряженности.
В значительной степени на инвестиционную привлекательность региона влияет должное исполнение органами региональной власти своих полномочий в экономической, бюджетной, социальной и других сферах деятельности. Разработка и наличие специальных программ привлечения инвесторов, обеспечение инвесторам особых экономических условий, связанных с определенными льготами, в том числе по налогообложению, представляется для Дагестана ключевой задачей текущего момента и на последующую перспективу.
Не менее важным инструментом регулирования регионального развития и модернизации экономики являются свободные экономические зоны (СЭЗ). Цели создания СЭЗ следуют из их названий: зоны свободной торговли создаются в основном для интенсификации внешнеторговых связей, производственные зоны – развития производства за счет привлечения отечественных и иностранных инвестиций, техниковнедренческие – стимулирования развития наукоемких производств, коммерциализации научных разработок, сервисные – развития сферы услуг.
В последние годы в практике регулирования регионального развития много внимания уделяется вопросу развития государственно-частного партнерства (ГЧП). Актуальность ГЧП обусловлена прежде всего с позиций активизации инвестиционной деятельности в рамках разнообразных административно-правовых форм и конкретных вариантов реализации партнерских отношений между государством и бизнесом (контракты, аренда, лизинг, концессия как форма партнерства государства и частного бизнеса, соглашения о разделе продукции, совместные предприятия).
Важнейшим элементом современной системы регулирования развития любого региона и Дагестана в частности в условиях инновационных преобразований экономики должны стать технопарковые структуры и информационно-технологические системы – ключевые элементы инновационного развития. Технопарковые структуры создают широкое поле деятельности для малого и среднего инновационного предпринимательства, являются эффективной организационной основой коммерциализации науки и ее связи с практикой.
В рамках формирования инновационной системы развития Дагестана представляется целесообразным также, помимо формирования и развития технопарковых структур, создать центры трансферта технологий. Эти центры, в которые должны войти представители соответствующих властных структур, бизнеса, вузовской и академической науки, предназначены для выявления непосредственно в научных организациях республики, и не только, коммерчески значимых результатов исследований и запуска их в инновационный цикл, на выходе которого должен появиться рыночно востребованный товар.
Также в Дагестане презентован инфраструктурный проект развития и поддержки инновационного бизнеса «ИнТехДаг». Миссия Центра заключается в мобилизации усилий партнеров с целью обеспечения ускоренного развития инновационно-технологического предпринимательства студентов,
аспирантов и научных работников северокавказских вузов и эффективной реализации научно-исследовательского потенциала вузов.
То есть одним из стратегически значимых направлений развития и модернизации экономики Дагестана следует рассматривать изменения в инновационной сфере, в развитии современной конкурентоспособной экономики знаний.
Таким образом, современная практика регулирования регионального развития и модернизации экономики располагает широким арсеналом организационных форм, методов и механизмов стимулирования инвестиционной активности в различных сферах хозяйственной деятельности, рациональное использование которых позволит позитивно воздействовать на процессы социально-экономического обустройства Республики Дагестан.
Статья опубликована в Евразийском юридическом журнале № 8 (87) 2015