О современном состоянии валютной интеграции в ЕАЭС и БРИКС
В данной статье дается обзор современного состояния валютной интеграции стран Евразийского экономического союза и стран БРИКС, отмечаются преимущества валютной интеграции и препятствия на ее пути. Авторы анализируют различия в моделях межгосударственной интеграции в ЕАЭС и БРИКС и проявление этих различий в валютной сфере.
В условиях интенсификации региональной экономической интеграции с участием Российской Федерации, особое значение обретает анализ интеграционных процессов в валютной сфере государств ЕАЭС и БРИКС, а также предпосылок и современного состояния формирования наднациональных правовых и институциональных основ валютной интеграции в рамках данных интеграционных объединений.
Согласно известной модели Б. Балассы, валютный союз — это высшая ступень межгосударственной интеграции. Стадиями движения к валютному союзу являются: координация валютных и монетарных политик; взаимная увязка курсов национальных валют; введение единой валюты и единого эмиссионного центра.
Формирование единых правил валютного регулирования, координация монетарной политики дают странам массу преимуществ, прежде всего – интенсификацию взаимной торговли, повышение эффективности общих финансовых рынков. Как правило, введение единой валюты снижает затраты при торговых операциях, позволяет «импортировать» экономическую стабильность.
Евразийская интеграция в валютной сфере сегодня развивается пусть и медленно, но относительно успешно по сравнению со смежными направлениями (фискальная сфера, финансовые рынки). Правовая основа интеграционных процессов в валютной сфере является во многом сформированной (для текущего этапа интеграционного взаимодействия).
29 мая 2014 г. президенты Беларуси, Казахстана и России подписали Договор о создании Евразийского экономического союза, к которому имеются 33 приложения.
Раздел XIV Договора и Приложение № 15 к нему (Протокол о мерах, направленных на проведение согласованной валютной политики) направлены на формирование и обеспечение функционирования общего валютного рынка России, Беларуси и Казахстана.
1 Концепция сотрудничества государств-членов Евразийского экономического сообщества в валютной сфере от 22 июня 2005 г.; Соглашение о сотрудничестве в области организации интегрированного валютного рынка государств-членов Евразийского экономического сообщества от 25 января 2006 г., и другие документы.
В рамках Союза обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики, определенных Договором и договорами в рамках Союза.
Существование Союза означает, что: а) функционирует единый внутренний рынок товаров и услуг; б) функционирует Таможенный Союз Беларуси, Казахстана и России; в) применяются Единый таможенный тариф и иные единые меры регулирования внешней торговли товарами с третьими сторонами; г) осуществляется единое таможенное регулирование; д) осуществляется свободное перемещение товаров между территориями государств-членов без применения таможенного декларирования и государственного контроля (транспортного, санитарного, ветеринарно-санитарного, карантинного фитосанитарного), за исключением случаев, предусмотренных Договором.
Принятие Договора о ЕАЭС создает надежный фундамент для принятия дальнейших решений в части валютной интеграции. Так, Поручением Президента РФ № ПР-398 Банку России совместно с Правительством РФ во взаимодействии с центральными (национальными) банками государств-членов Евразийского экономического союза предписано определить дальнейшие направления интеграции в валютной и финансовой сферах в рамках Евразийского экономического союза с проработкой целесообразности и возможности создания в перспективе валютного союза. Ответственной за исполнение поручения назначена председатель ЦБ Эльвира Набиуллина. Срок исполнения поручения определен как 1 сентября 2015 года.
Для целей развития валютной интеграции требуется, среди прочего, реанимировать Межгосударственный банк СНГ, который формально существует с 1993 года, однако пока не выполняет всех функций, которые на него возложены по первоначальному проекту.
В то же время нельзя не отметить существенную аналитическую работу, которую проводит Межгосбанк СНГ относительно монетарных, платежных, банковских аспектов интеграции в ЕАЭС. Так, на информационном портале Межгосударственного банка СНГ публикуются ежеквартальные обзоры денежно-кредитной политики государств-участников ЕАЭС, освещаются правовые основы деятельности национальных (центральных) банков, инструменты денежно-кредитной политики и другие тенденции развития финансовых рынков этих стран, публикуется статистическая информация центральных (национальных) банков государств ЕАЭС.
Нельзя не выделить и препятствия на пути валютной интеграции ЕАЭС:
1. Пространство ЕАЭС пока слишком разнородно по макроэкономическим показателям.
2. Центральные банки придерживаются различных режимов монетарной политики и режимов курсовой политики.
3. Единая валюта существенно ограничит возможности центральных банков стран по проведению независимой монетарной политики.
С вопросами валютной интеграции тесно связаны вопросы интеграции финансовых рынков и, в особенности, банковских систем стран ЕАЭС. Вопросам интеграции банковских систем государств – членов ЕАЭС посвящен Протокол о финансовых услугах (Приложение № 17 к Договору о Евразийском экономическом союзе), согласно которому государства- члены осуществят гармонизацию в сфере финансового рынка к 2020 году, а к 2025 году будет создан единый орган по регулированию финансового рынка, будет располагаться в городе Алматы.
Интеграционные процессы в группе БРИКС с 2014 года вышли на качественно новый уровень. Итогами 6-го саммита БРИКС, проходившего 15 июля 2014 года в Форталезе (Бразилия), стали прежде всего:
1. Соглашение о создании Нового банка развития (НБР), целью которого является мобилизация ресурсов для финансирования инфраструктурных проектов. Первоначальный объявленный капитал Банка составит 100 млрд долл. США. Его первоначальный подписной капитал будет составлять 50 млрд долл. США и будет поровну распределяться между представителями Банка.
2. Договор о создании Пула условных валютных резервов БРИКС, первоначальный размер которого составит 100 млрд долл. США. Этот Пул, как указано в Декларации, будет играть позитивную роль страхового механизма, помогать странам избегать краткосрочных проблем с ликвидностью и способствовать углублению сотрудничества между странами БРИКС, а также поможет укрепить глобальную систему финансовой безопасности и станет важным дополнением к существующим международным механизмам.
По результатам состоявшегося 8-9 июля 2015 года саммита БРИКС в Уфе:
- Приняты Уфимская декларация, Стратегия экономического партнерства БРИКС, поставлена задача современных условиях // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2009. № 3. С. 43-52.
2. Участники Уфимского саммита БРИКС приветствовали завершение процесса ратификации Договора о создании Пула условных валютных резервов БРИКС и его вступление в силу.
3. На саммите было подписано Операционное соглашение между центральными банками стран БРИКС, определяющее технические параметры операций в рамках функционирования Пула.
4. Стороны подтвердили наличие потенциала для расширения практики взаиморасчетов в национальных валютах между странами БРИКС и просят соответствующие государственные органы стран БРИКС продолжить обсуждение возможности более широкого использования национальных валют во взаимной торговли.
Несмотря на то, что страны БРИКС не сформировали еще даже зоны свободной торговли и таможенного союза, исповедуемая ими модель скачкообразной интеграции может дать свои плоды в валютной сфере. Так, уже идет речь о создании на базе Пула условных валютных резервов корзины валют «бриксо», как некого аналога СДР, которая может использоваться во взаимных расчетах между странами.
Таким образом, ЕАЭС и БРИКС демонстрируют различные модели интеграционного взаимодействия, что позволяет нам с интересом следить за тем, какая и них окажется эффективнее, а также каким образом эти модели будут дополнять друг друга, балансироваться в рамках интеграционной политики России.
Статья опубликована в Евразийском юридическом журнале № 9 (88) 2015
ИЛЮХИНА Светлана Сергеевна – кандидат технических наук, доцент кафедры Таможенного права и организации таможенного дела юридического института Московского государственного университета путей сообщения (МИИТ).
ГАЛУШКИН Александр Александрович – кандидат юридических наук, доцент кафедры муниципального права Российского университета дружбы народов.