Социально-правовой аспект взаимодействия власти и бизнеса
В статье освещается вопрос взаимодействия власти и бизнеса. С учетом результатов анализа публикаций в региональных средствах массовой информации о процессах взаимодействия власти и бизнеса, авторами статьи предлагаются формы медийного диалога. По мнению авторов, содержание форм медийного диалога между властью и бизнесом позволит изменить общественное мнение о взаимодействии власти и бизнеса в регионе.
Общеизвестно, что гармонизация интересов бизнеса, власти и населения – базовое условие национальной конкурентоспособности. В этом ракурсе высказывание М. Делягина о том, что вершинами общественного треугольника являются государство, бизнес и население представляется весьма актуальным. Развитие российского общества существенно определяет характер взаимоотношений между властью и бизнесом. Бизнес по своей природе «стремится к эффективности, к концентрации благ у наиболее успешных субъектов экономики и политики…». Государственная власть ориентирована на обеспечение гармонизации интересов населения и бизнеса ради достижения успеха всего общества в целом.
Можно согласиться, что неодинаковые исторические условия требуют определенных пропорций во взаимоотношении государства и бизнеса, пропорций между эффективностью и справедливостью. Во внешнем мире «.государство должно реализовать интересы бизнеса как наиболее активного и творческого элемента общества, всячески поддерживая и частично направляя его экспансию.». Вполне естественно, что внутри общества государство должно реализовать интересы населения (как наиболее преобладающей части общества).
Могут ли интересы государства и бизнеса совпадать в долгосрочном плане во внутренней политике страны? Попытаемся аргументировать ответ:
- Прежде всего, неотъемлемые функции государства заключаются в установлении норм, правил и обеспечении их соблюдения, стратегическом планировании и организации социальной помощи и т.п. М. Делягин отмечает, что «.чем слабее общество, тем шире поле деятельности государства.». Задача же бизнеса заключается в том, чтобы не дать государству быть неэффективным (иногда даже отбирая у государства ряд функций).
Следовательно, отношения государства и бизнеса взаимообусловлены взаимовыгодным интересом. Интересы бизнеса заключаются в том, что бы государство было эффективным. Неэффективное государство способно подчинить бизнес себе, «способно задушить творческий потенциал» бизнеса, а затем и потенциал и всего общества, как это имело место при социализме.
- Следующий аргумент. Бизнес активнее государства, вследствие чего государство ориентируется на выстраивание отношения с ним. По мнению М. Делягина, «.эти отношения нельзя понять без третьей вершины “общественного треугольника” – населения, этого великого и, при нормальной ситуации, безмолвствующего субъекта политической жизни.». Опираясь на население, государство получает возможность говорить с бизнесом от имени всего общества, выполняя «свою функцию стратегического планирования».
Поставленные новые крупные национальные задачи порождают у общества вполне оправданные ожидания в отношении бизнеса. Общество ждет от бизнеса не только новых идей, но и предложений по их претворению в жизнь. В рамках долгосрочных ориентиров инновационного развития Российской Федерации от бизнеса также ждут «.обеспечение активного участия в определении и финансировании приоритетов научно-технического развития, в том числе путем формирования технологических платформ.».
Следовательно, интересы государства и бизнеса могут совпадать при соблюдении следующих моментов: государство ориентируется на создание неких рамок (условий) для бизнеса законодательного и исполнительного порядка, бизнес, естественно, ориентируется на творческое развитие в заданных государством условиях.
Главной проблемой, сдерживающей сегодня развитие бизнеса, по данным многочисленных социологических исследований, является несовершенство законодательства, налогообложения и финансово-кредитных механизмов и т.п.
Рассмотрим, как выстаиваются взаимоотношения института публичной власти и представителей бизнеса на примере Тюменского региона.
Губернатор Тюменской области В. В. Якушев в статье «Бизнес и власть: партнерство ради будущего» отмечает, что «система взаимодействия власти и бизнеса в Тюменской области основана на принципах социального партнерства…». По его мнению, «.власть и бизнес должны заниматься своим делом.». В. В. Якушев достаточно точно определяет границы такого «дела».
По его мнению, власть в регионе призвана создавать условия для развития всех сфер жизни, а задача бизнеса – расширяться и действовать в заданных условиях. От бизнеса в регионе ожидают:
– помощи в решении важных проблем занятости населения региона;
– помощи в решении социальных вопросов региона;
– выполнение обязательств перед бюджетом всех уровней и работниками.
Проведенные исследования в этой области подтверждают, что наиболее эффективной моделью взаимодействия власти и бизнеса является совместное определение приоритетов социальной политики и тех областей, в которых бизнес может принять активное участие.
Кроме того, наибольшую заинтересованность в развитии механизмов взаимодействии власти и бизнеса сегодня проявляет система профессионального образования. Бизнес все отчетливее осознает, что совместная работа с системой профессионального образования является не только важной социальной ответственностью, но и вполне реальным экономическим стимулом развития бизнеса6. Учитывая, что каждая из сторон взаимодействия имеет собственные цели и решает свои конкретные задачи, вопросы создания институциональных условий взаимодействия власти и бизнеса остается по- прежнему актуальной проблемой.
Вместе с тем существенную поддержку сотрудничеству власти и бизнеса могут и должны оказывать не только созданные для этого специальные структуры, но средства массовой информации.
В соответствии с вышеизложенным можно предложить для обсуждения такое утверждение: определенные формы медийного диалога, направленные на освещение конструктивного характера сотрудничества между региональной властью и бизнесом, могут изменить общественное мнение о характере таких взаимоотношений. Под формами медийного диалога следует понимать разнообразные информационные ресурсы региональных средств массовой информации, используемые в определенном тематическом сочетании.
Проведенный анализ литературы по вопросам освещения взаимоотношений между региональной властью и бизнесом позволил заключить следующее: в Тюменском регионе сложилась комплексная система взаимодействия власти и средств массовой информации.
Губернатор Тюменской области В. Якушев в статье «Бизнес и власть: партнерство ради будущего» выделяет работу по формированию положительного общественного мнения о конструктивном взаимодействии власти и бизнеса в средствах массовой информации как приоритетную и необходимую на современном этапе. Он отмечает, что публикация текстов соглашений, рассказ о ходе и содержании переговоров с компаниями достаточны для информирования потребителей информации. По мнению губернатора, такая «прозрачность делает понятными для тюменцев принимаемые решения.».
Однако количественный и качественный анализ содержания информации в региональных печатных изданиях (газеты, журналы, научные сборники и т.п.) позволил сделать вывод, что взаимодействие власти и бизнеса освещено не полной мере. Можно говорить об отсутствии определенной системы публикаций (периодичность выхода, название, содержание) в части освещения процесса взаимодействия власти и бизнеса.
Было установлено, что с 2003 г. в основном освещаются вопросы деятельности малого и среднего бизнеса в регионе. С 2005 г. в средствах массовой информации усиливается внимание к проблеме финансовой поддержки малого и среднего бизнеса. В это же время проблемы бизнеса выносятся властью для обсуждения на региональные научно-практические конференции.
К сожалению, приходится констатировать, что освещение вопросов особой роли бизнеса в инновационном развитии регионов до сих пор недостаточно в средствах массовой информации региона. Проведенный анализ дал основание заключить, что чаще всего в газетных, журнальных публикациях рассматриваются вопросы в жанре информационного сообщения, повествующего о функционировании и возможности развития такого уровня бизнеса. Нередко такие публикации заканчиваются перечислением проблем в обоснование необходимости финансовой поддержки.
Для изменения сложившейся ситуации предлагается использовать формы медийного диалога в виде медиапроектов, ориентированных на освещение сотрудничества власти и бизнеса в регионе.
При разработке медийных форм следует исходить из того, что в них должны быть представлены все возможные направления современных средств массовой информации региона. При формировании содержания медиапроектов следует придерживаться следующих ориентиров:
1. Медиапроекты по возможности должны быть ориентированы на пользователей информации – население региона, поэтому они должны быть представлены так, чтобы сформировать общественное мнение у разных слоев населения.
2. Медиапроекты должны отражать конструктивный диалог между властью и бизнесом. Должны нести доступную и объективную информационную поддержку сотрудничества.
3. Медиапроекты должны иметь векторный характер: представлять интересы власти, бизнеса, удовлетворять информационные потребности молодежи, широких слоев населения.
4. Медиапроекты должны быть направлены на формирование благоприятного общественного мнения о диалоге между властью и бизнесом.
5. Медиапроекты должны ориентироваться на реализацию и представление позиции выбора субъектом медийных форм.
Использование предложенных форм медийного диалога позволит сформировать общественное мнение населения региона о конструктивном характере согласованной политики сотрудничества власти и бизнеса, о новой роли бизнеса в инновационном развитии региона.
Статья опубликована в Евразийском юридическом журнале № 9 (88) 2015
АКИМОВ Александр Михайлович – аспирант кафедры маркетинга муниципального управления Тюменского государственного нефтегазового университета, специалист кафедры транспортных и технологических систем Тюменского государственного нефтегазового университета; младший научный сотрудник филиала НИИ кардиологии «Тюменский кардиологический центр».