Государственное регулирование стратегических партнерств в нефтегазовой отрасли
В статье раскрываются проблемы государственного регулирования стратегических партнерств в нефтегазовой отрасли. Отмечается влияние международных стратегических партнерств на конкурентоспособность нефтяной компании.
Реализация проекта по освоению нефтегазового месторождения в современных условиях представляет собой сложный проект, осуществляемый, как правило, не одной нефтегазовой компанией самостоятельно, а с привлечением внешних ресурсов. Это привлечение происходит на долгосрочной основе (в силу высокой длительности сроков реализации нефтегазовых проектов), предполагает высокую степень сотрудничества всех задействованных участников и имеет большое значение для национальной, а в ряде случаев – и мировой экономики. Анализируя методы и формы государственного регулирования деятельности стратегических альянсов, рассмотрим существующее законодательство в этой области на примере развитых стран и России.
Антимонопольное законодательство США трактует стратегические альянсы в «серой зоне» между консолидацией через слияния и долгосрочными соглашениями между независимыми участниками рынка. Тем самым у бизнеса имеется возможность лавировать между законами и консолидировать усилия в обход этого законодательства. Важно отметить, что в США, как правило, стратегические альянсы рассматриваются как путь повышения эффективности производства и конкурентоспособности бизнеса, и государство в силу размытости законов обычно не вмешивается в процесс их создания. Этим определяется и степень популярности стратегических альянсов в американской экономике.
Развитию альянсов в США также способствуют меры государственной политики, направленные на повышение их эффективности. Так, Министерством торговли США была разработана The Advanced Technology Program (ATP) с целью поддержки инновационных консорциумов и увеличения конкурентоспособности высокотехнологических американских предприятий. Программа ATP стартовала в 1990 г., основным политическим средством ее осуществления было обеспечение финансирования исследовательских консорциумов. Вплоть до 1995 г. 96 консорциумов получали финансирование.
В отличие от США европейское законодательство по- разному подходит к альянсам, в зависимости от того, все ли участники входят в Европейский союз или стратегический альянс представляет один из участников.
Если при формировании международных стратегических альянсов партнеры из стран Европейского союза попадают под действие Договора, то к альянсам европейцев с партнерами из других стран его положения не применяются при условии, что созданные стратегические альянсы не влияют на уровень конкуренции внутри стран ЕС.
Одним из основных нормативных документов, определяющих цели и направления долгосрочного социально-экономического развития РФ, является Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года (утверждена Распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р). В рамках указанного документа сформулированы основные направления долгосрочного социальноэкономического развития страны с учетом вызовов предстоящего периода до 2020 г.; стратегия достижения поставленных целей; цели, приоритеты и основные задачи долгосрочной государственной политики в социальной сфере, в сфере науки и технологий, а также структурных преобразований в экономике; цели и приоритеты внешнеэкономической политики и т.д.
Поддержка и развитие стратегических альянсов со стороны государства, особенно международных альянсов, связанных с высокими технологиями, обеспечивающих выпуск продукции с высокой добавленной стоимостью и конкурентоспособной на мировом рынке, является частью стратегии долгосрочного развития России. Нельзя не отметить, что в России существуют технологические альянсы, создание которых инициировано государством, например, консорциум «Сибнанотех», образованный в 2008 г., основная задача которого – вовлечение в проект организаций Новосибирской области, работающих в области нанотехнологий, c целью создания национальной нанотехнологической сети (ННС). Основные участники консорциума – научно-исследовательские и другие институты, но также в него входят инновационные компании. Однако в России примеры таких консорциумов, как «Сибнанотех», единичны.
Необходима более масштабная поддержка подобных предприятий, разработка специальных программ (подобных The Advanced Technology Program) обеспечения государственного финансирования консорциумов, внутри которых будут организовываться фундаментальные исследования и взаимовыгодный обмен технологиями между предприятиями.
Серьезным препятствием при разработке специальных программ, стимулирующих инновационное сотрудничество, может стать недооценка воздействия инновационных объединений на конкуренцию. Действительно, такое партнерство во многих странах может быть рассмотрено как нарушение антимонопольного законодательства. Однако в отношении инновационных объединений в некоторых странах (например, США – Cooperative Research and Technology Enhancement (CREATE) Act, Европейский союз – Регламент 418/85) существуют специальные акты, разрешающие сотрудничество фирм в сфере научных исследований.
В российском законодательстве сегодня определение понятия «совместное предприятие» полностью отсутствует. Таким образом, с точки зрения закона, в России совместных предприятий не существует, соответственно и порядок их создания, управления, реорганизации и ликвидации также не закреплен.
Вместе с тем следует отметить, что в начале становления в нашей стране рыночной экономики, а именно в 1991 г., Постановлением Верховного совета РСФСР №1546-1 от 4 июля 1991 г. был введен в действие Закон РСФСР № 1545-1 «Об иностранных инвестициях в РСФСР». В Законе говорилось, что совместное предприятие есть предприятие с иностранным капиталом, где иностранной компании принадлежит определенная доля в активах.
Несмотря на вышесказанное, совместные предприятия с точки зрения российского законодательства обладают рядом преимуществ, которые выделяют их среди прочих организаций с аналогичной организационно-правовой формой. Это, прежде всего, гарантии и льготы, которые получает предприятие в рамках ФЗ № 160-ФЗ, а также правовой режим, который устанавливается для таких предприятий. В США совместные предприятия регулируются законом о партнерствах (Partnership Law), договорным правом (Contract Law), законом о коммерческих операциях (сделках) (Commercial Transactions Law).
Совместные предприятия с иностранными инвестициями подчиняются международному законодательству о торговле и внутреннему законодательству зарубежных стран, где они создаются. Таким образом, проведенный анализ российского законодательства и законодательства развитых стран позволяет сделать следующие выводы:
1. Поддержка и развитие стратегических альянсов является частью стратегии долгосрочного развития России.
2. В российском антимонопольном законодательстве основное внимание уделяется практике регулирования «вертикальных» соглашений между компаниями, в то время как за рубежом – «горизонтальных», где наиболее вероятно возникновение случаев нарушения конкуренции со стороны компаний.
3. В российском антимонопольном законодательстве отсутствует понятие «стратегический альянс». В связи с этим регулирование деятельности подобных объединений осуществляется на общих принципах, что в определенном смысле затрудняет развитие стратегических альянсов как механизма повышения конкурентоспособности экономики.
4. Российское антимонопольное законодательство в значительной степени направлено на регулирование сделок по слияниям и поглощениям, которые подлежат предварительному согласованию с ФАС (в отдельных случаях, если сделки не являются крупными, установлен уведомительный порядок), и за ними осуществляется строгий государственный надзор. В случае нарушения антимонопольного законодательства установлены строгие санкции, вплоть до ликвидации организации, созданной в ходе слияния/поглощения, либо ее реорганизации в форме разделения или выделения из состава одной или нескольких организаций. Указанные действия осуществляются в судебном порядке по иску антимонопольного органа.
5. Сложившаяся в России законодательная практика в отношении совместных предприятий не соответствует зарубежному опыту наиболее развитых стран. Таким образом, на сегодняшний день совместные предприятия не урегулированы российским законодательством, что, на наш взгляд, является значительным пробелом, на который законодателю следует обратить внимание, учитывая их значимость для экономики Российской Федерации.
Подводя итог, можно констатировать, что стратегические альянсы в нефтегазовой отрасли в современных условиях выступают важным условием успешной реализации нефтегазовых проектов. Однако для стран – поставщиков углеводородов (к которым относится и Россия) большое значение имеет не столько освоение месторождений путем привлечения иностранных операторов, сколько получение доступа к современным технологическим компетенциям.
Статья опубликована в Евразийском юридическом журнале № 9 (88) 2015