Оптимизация налогообложения – легальная экономия на налогах
Каждая организация, независимо от вида деятельности и формы собственности, сталкивается с необходимостью платить налоги, и при неграмотном подходе и системных ошибках возникают лишние затраты и проблемы с законом. Поэтому необходимо проводить оптимизацию налогообложения предприятия, что сделает доходы максимальными, а налоги минимальными, не вступая в противоречие с законодательством.
Правильная оптимизация налогообложения и прогнозирование возможных рисков оказывает значительную помощь в создании стабильного положения предприятия, поскольку позволяет избежать крупных убытков в процессе хозяйственной деятельности.
Большое значение имеет также концептуальное развитие представлений о механизме оптимизации налогообложения, заключенном в разрешении экономического противоречия между фискальной направленностью налоговой системы и необходимостью усиления стимулирующей и регулирующей функции налогов по отношению к предпринимательскому сектору.
В статье раскрывается содержание налоговой оптимизации как законного способа защиты прав налогоплательщика.
Процесс реформирования налоговой системы России, продолжающийся в XXI в., выявил значительные противоречия между государством, предприятиями и физическими лицами. Каждая сторона налоговых правоотношений ищет свои собственные интересы, зачастую никак не совмещающиеся с интересами других сторон. Так, государство заинтересовано в справедливом и полном контроле за уплатой налогов в бюджетную систему, предприятия и физические лица стремятся минимизировать налоговые платежи и снизить уровень налогового бремени, применяя при этом как официальные, так и неофициальные средства. Поэтому государство обязано применять особые меры налогового воздействия на налогоплательщиков, побуждая последних добросовестно относиться к исполнению своих обязанностей. Однако иногда государство не учитывает долгосрочных интересов общества. Это приводит к снижению налоговых поступлений. Многие налогоплательщики из-за низкой налоговой культуры и дисциплины в Российской Федерации просто не понимают того факта, что своевременной уплатой налогов они становятся социально ответственными налогоплательщиками, так как за счет их собственных средств «финансируются» незащищенные слои общества, а также и сам бизнес-сектор.
Естественное стремление снизить налоговое бремя послужило причиной возникновения такого явления, как оптимизация налогообложения.
Активное использование «пробелов» и законодательных коллизий требует от организации сугубо индивидуального подхода, являясь самой рисковой частью оптимизации налогообложения.
В настоящее время практически каждый налогоплательщик ставит перед собой цель – формирование эффективной модели налогового планирования и прогнозирования. Это определяется рядом причин. К объективным можно отнести: вариативность – у налогоплательщика существует возможность выбора налогового режима, потребность контроля и планирования финансовых потоков. Субъективной причиной является желание налогоплательщика оптимизировать (минимизировать) налоговые платежи. Следовательно, можно утверждать, что налоговое планирование и прогнозирование – составная часть финансового управления.
Существующие сегодня способы оптимизации налогообложения различны по своей природе. Это связано, прежде всего, с техническими целями, которые ставит перед собой организация, планируя налоговую оптимизацию.
Среди наиболее востребованных сегодня схем оптимизации выделяют: метод замены отношений, метод разделения отношений, метод прямого сокращения объекта налогообложения, метод применения законных льгот и преференций, метод смены юрисдикции.
Перечисленные методы сепаративны (не взаимодействуют в комплексе друг с другом) и краткосрочны. Эффективным является такое сочетание методов, которое позволяет предприятию достичь поставленных целей в наиболее короткий промежуток времени с наименьшими затратами с учетом долговременной перспективы экономического роста.
Практика налоговой оптимизации показывает, что данный перечень не исчерпывает всех путей возможной минимизации налоговых выплат. Совершенствование законодательства ведет к развитию и внедрению новых методов. Однако всегда существует риск того, что активная поведенческая деятельность налогоплательщика в той или иной степени будет незаконной и повлечет за собой нежелательные последствия. Стоит всегда ориентироваться на ключевой показатель легитимности – добросовестность налогоплательщика.
Понимание государством процесса налогового планирования сегодня должно строиться на том, что оно, являясь законным и справедливым интересом налогоплательщика, не представляет собой механическую минимизацию налогов. Этот процесс способствует эффективному управлению организацией для принятия стратегических решений по развитию предпринимательской деятельности. За счет облегчения налогового бремени путем изыскания наиболее рациональных способов снижения налоговых обязательств организации получают дополнительные возможности для максимального увеличения доходности финансово-хозяйственной деятельности и для дальнейшего эффективного развития производства, результатом которых будет повышенная уплата налоговых платежей за счет увеличения объектов налогообложения.
Исходя из вышеизложенного, следует отметить, что любое предприятие, стремящееся к максимизации прибыли, обязано вести налоговое планирование и разрабатывать и внедрять методы налоговой оптимизации. Ведь незнание правовых норм, а в частности норм налогового и гражданского законодательства, приводит к тому, что предприятие в условиях жесткой конкуренции не сможет приспособиться к текущим условиям хозяйствования и уступит место на рынке.
Законные методы сокращения налогов складываются в схемы оптимизации налогообложения, позволяющие достигнуть увеличения прибыли. При этом любая используемая схема должна отвечать критериям разумности, эффективности, автономности, законности, надежности и безопасности.
В отличие от уклонения от уплаты налогов, избежание налогов – допустимые, законные попытки уменьшения (смягчения) налогового бремени за счет так называемого налогового планирования.
Следует понимать, что схема оптимизации налогообложения не может быть универсальной. Она всего лишь шаблон, идея. При разработке же готового плана оптимизации можно рассматривать ее как основу, учитывая реальные условия, в которых находится экономический субъект.
Результатом оптимизации налогообложения должно стать увеличение реальных возможностей экономического субъекта для дальнейшего развития и повышения эффективности его деятельности.
Следует отметить, что необходимость использования налогоплательщиком в РФ таких механизмов оптимизации налогообложения противоречит принципу эффективности налогообложения, согласно которому налоги не должны оказывать влияние на принятие экономических решений или это влияние должно быть минимальным. Мы же наблюдаем обратное, когда налогоплательщик вынужден «подстраивать» виды и формы своей деятельности под существующий порядок уплаты тех или иных налогов с целью достижения минимизации налоговых платежей.
Таким образом, теоретически осмысленная оптимизация налогообложения с помощью разрешенных законом методов, а также оценка возможных рисков помогают компании развиваться, быть стабильной и эффективной. Оптимизации налогообложения предприятия помогает уменьшить издержки и предотвратить убытки в процессе деятельности предприятия.
Налоговая оптимизация – конкретный инструмент в рамках общенаучного метода оптимизации, позволяющий планировать финансовые результаты налогоплательщика.
Государство требует финансирования своих расходов от частных собственников, поскольку налоговые поступления составляют основную часть доходов государственного бюджета. Налогоплательщики пытаются всеми способами защитить свои доходы и имущество от посягательств государства и стремятся по возможности снизить свое налоговое бремя.
Посредством таких управленческих инструментов, как налоговое планирование, налоговое регулирование и самостоятельный внутренний налоговый контроль, достигается оптимизация налогообложения плательщика.
При всем многообразии существующих методов минимизации налоговых платежей можно выделить схемы, которые в настоящее время активно используются в практике налогового планирования многими предприятиями, однако связаны с существенными рисками и трудностями, так как вызывают повышенный интерес налоговых органов.
Налоговая оптимизация доказывает свою эффективность как инструмент планирования финансовых результатов. Но любой метод оптимизации имеет свои преимущества и недостатки.
Положительный эффект от использования способов минимизации налоговых платежей может быть нивелирован за счет штрафных санкций.
Принципиальным моментом, по мнению авторов, является то, что применению любой схемы должен предшествовать тщательный анализ последствий – позитивных и негативных; необходимо определить, насколько целесообразно будет претворять в жизнь данный способ в конкретных условиях, так как налоговая оптимизация ситуативна, а универсальных ее механизмов нет.
Но основным недостатком, относящимся скорее к системе налогообложения предприятий в целом, а не к отдельным методам налогового планирования, является несовершенство законодательства. В существующих нормативно-правовых актах отсутствует понятие налоговой оптимизации и нет списка четко определенных легальных и нелегальных способов.
Если это упущение устранить принятием соответствующих законов, положительный эффект ощутят и организации, и государство. Предоставление регламентированных законом и подробно прописанных методов оптимизации налогообложения позволит предприятиям грамотно и честно применять их на практике, не опасаясь штрафных санкций.
Законное снижение налогового бремени станет для налогоплательщиков более привлекательным, чем уклонение от уплаты налогов или использование полулегальных схем. Это, в свою очередь, приведет к увеличению налоговых поступлений в бюджет, причем без увеличения налоговой нагрузки на на- логоплательщиков.
Совершенствование системы налогообложения является одной из жизненно важных задач любого государства. Поскольку от эффективности организации налогообложения во многом зависит не только экономический потенциал страны, обеспечивающий на должном уровне решение ее важнейших стратегических задач, но и степень доверия и позитивного взаимодействия различных хозяйствующих субъектов, граждан с основными институтами государства.
В этой связи особый интерес представляет характеристика пределов законно допустимой (возможной) «оптимизации» налогообложения предприятий и организаций, которую активно используют практически все хозяйствующие субъекты.
Актуальность вопроса налоговой оптимизации обусловлена вполне естественным стремлением: налогоплательщиков – уменьшить налоговую нагрузку, а государства – разработать эффективные механизмы, предупреждающие возможность злоупотребления данным правом со стороны налогоплательщиков.
Органы, осуществляющие контроль над точным исчислением и своевременной уплатой налогов, пытаются противостоять нарастающему валу «оптимизационных схем», вносятся отдельные изменения в налоговое законодательство, ликвидирующие отдельные пробелы права, использование которых предоставляло возможности уклонения от уплаты налогов.
Вместе с тем, несмотря на все предпринимаемые меры, злоупотребление правом на налоговую оптимизацию было и остается весьма актуальным.
Отдельные хозяйствующие субъекты под видом реализации различных оптимизационных схем и механизмов активно пытаются уйти от уплаты налогов. Это причиняет существенный ущерб налоговой, финансовой безопасности государства, препятствуют плановому поступлению налогов в бюджет, чем подрывают нормальное функционирование государственной экономики в целом.
При том что законная оптимизация налогообложения направлена, прежде всего, на повышение экономической эффективности предприятия, ее сущность заключается в использовании налогоплательщиком допустимых законом способов для максимального уменьшения своих налоговых обязательств.
Поиск ответа на вопрос о законности использования схем оптимизации налогообложения и уплаты налогов в целом следует начать с определения критериев правомерности действий налогоплательщиков, которые помогут четко определить ту тонкую грань между механизмами легальной оптимизации и фактическим уклонением от уплаты налогов. Понятно, что при подобном противоречии во взглядах правоприменителям и, в частности, подразделениям ЭБиПК все сложнее определить границы, за которыми «оптимизация» превращается в преступление. Необходима выработка четких признаков и критериев, позволяющих с абсолютной уверенностью определить действия налогоплательщиков, которые могли бы признаваться противоправными в применении тех или иных «оптимизационных схем».
В настоящее время выделение данных критериев представляется сложной задачей ввиду того, что в российском законодательстве нет понятия «налоговая оптимизация». И, как следствие, закон не устанавливает правила, определяющие пределы дозволенного при оптимизации налогообложения. В этой ситуации многие налогоплательщики руководствуются принципом: «все, что в Налоговом кодексе не запрещено, значит — разрешено» и считают налоги неизбежными потерями, которые надо всеми силами минимизировать.
В целях выработки критериев, позволяющих установить границы между оптимизацией и уклонением, необходимо обратиться к анализу нормативных актов, содержащих в себе те или иные признаки действий налогоплательщиков, направленные на уменьшение налогооблагаемой базы или на неуплату налога в целом.
Кроме того, в выработке критериев определения незаконных оптимизационных схем следует активно использовать и общие критерии необычных сделок, определенных в приказе Росфинмониторинга № 103.
К их числу относятся, в частности:
1) запутанный или необычный характер сделки, не имеющей очевидного экономического смысла или очевидной законной цели;
2) неоднократное совершение операций или сделок, характер которых дает основание полагать, что целью их осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля, предусмотренных Федеральным законом.
Ввиду того, что действия, направленные на неправомерную оптимизацию, внешне преподносятся как естественная хозяйственная операция, истинное их предназначение (цели) с помощью традиционных средств выявить крайне затруднительно. Наиболее сложным здесь будет являться определение умысла, направленного на получение личной выгоды, фактически подтверждающегося реальными действиями должностных лиц организаций, оптимизирующих свою налоговую базу.
На сегодняшний день существует много недостатков при налогообложении предпринимательской деятельности в РФ. Среди них: сложность, внутренние противоречия, несогласованность и преимущественно фискальная направленность действующей налоговой системы администрирования налогов и сборов, которое ставит в неравные условия налогоплательщиков и контролирующие органы. Это приводит к оттоку предприятий в «теневую» сферу, то есть проведению нелегальной деятельности и полному уклонению от уплаты налогов, нарушению налогового законодательства и уменьшению суммы налогов, которую необходимо перечислить в бюджет.
В настоящее время существует много проблем в сфере налогообложения предприятий. Путями преодоления этих проблем являются: применение методов налоговой оптимизации на самих предприятиях, а также совершенствование действующей системы налогообложения со стороны государства с помощью упрощения ведения учета на предприятиях.
Статья опубликована в Евразийском юридическом журнале № 10 (89) 2015