Финансовый кризис и экономическая безопасность России: анализ, проблемы и перспективы
2014 год оказался богатым на испытания для России — кардинально изменилась политическая и хозяйственная конъюнктуры.
2014 год оказался богатым на испытания для России — кардинально изменилась политическая и хозяйственная конъюнктуры. Как результат — девальвация рубля и последующая за ним инфляция.
Нефть и санкции обвалили рубль
Существуют две фундаментальные причины ослабления рубля: падение цен на нефть и политический кризис вокруг Украины.
С июня 2014 г. по январь 2015 г. стоимость нефти упала более чем в 2 раза с 114$ до 46$ за баррель. Нефтяные котировки упали на фоне избытка ее предложения: темпы роста производства в мире не успевают за темпами роста добычи черного золота.
После достижения многолетнего минимума мы наблюдали небольшой рост и стабилизацию цен: в феврале бочка нефти торговалась на уровне 60$, в марте — 55$, в апреле — 60$, а в мае и июне колебалась в районе 63 — 65$. Но улучшение было временным, к концу лета стоимость нефти опустилась до 46$ за баррель и в сентябре — октябре держалась в районе 46 — 50$.
Рубль является «нефтяной валютой», т.к. российская экономика сильно зависит от нефтяных доходов: половина доходов бюджета составляют нефтегазовые доходы, две трети экспорта приходится на нефть и газ. Только добыча сырой нефти дает 20% ВВП государства, а если прибавить нефте- и газопереработку, то выходит 34% ВВП.
Национальная валюта любой страны со свободноплавающим курсом отражает состояние ее экономики. В нашем случае падение нефтяных доходов означает падение курса рубля.
Вторая причина — санкции. Из-за острого геополитического кризиса, вызвавшего присоединение Крыма, и позиции руководства страны относительно ситуации в Украине, крупнейшие российские предприятия оказались в экономической блокаде.
Санкции были наложены со стороны США, ЕС, Японии, Канады, Австралии, Швейцарии и др. стран на системообразующие предприятия «Роснефть», «Газпром», «Газпром нефть», «Новатэк», «Транснефть», «Ростех», «Сбербанк», «Внешторгбанк», «Внешэкономбанк», «Газпромбанк» и «Россельхозбанк». Ограничения касаются не только вышеназванных компаний, но их роль в экономике значительней остальных.
График 1. Прогнозы ведущих мировых финансовых компаний относительно стоимости нефти на 2015 — 2016 гг. (по данным опросов Reuters)’
График 2. Показательный график зависимости курса рубля от стоимости нефти (прим.: использованы средненедельные значения)’
Суть санкций заключается в ограничении доступа к зарубежным рынкам капитала. Другими словами — юридические лица из санкционного списка не могут привлекать кредиты и инвестиции от иностранных партнеров. Есть, конечно, предприятия, которые не попали под ограничения, и есть не только американские и европейские партнеры, которым запрещено снабжать «наших» деньгами, но и другие участники рынка капитала, которые также не спешат в Россию, т.к. оценивают риск в целом по стране, т.е. страновой риск.
Российские компании со значительными займами, номинированными в валюте, попали в непростую ситуацию: реструктуризация кредитов и займов невозможна, а платить по счетам приходится. В поисках долларов и евро предприятия вышли на валютный рынок. Сбрасывая на рынок рубли и скупая вместо них валюту, компании усилили давление на рубль. Рублей на рынке стало больше, чем нужно, а по известному «Закону спроса и предложения» — рубль подешевел.
Если к снижению стоимости нефти и финансовым санкциям прибавить бегство инвесторов, которые стали активно распродавать российские активы, тем самым их обесценивая, и переводить средства в валюту, чтобы вывезти их за рубеж, то сложившуюся ситуацию можно назвать «идеальным штормом» российской экономики, а курс рубля — его отражением. По оценкам экспертов, от снижения нефтегазовых доходов и от действия санкций за первое полугодие 2015 г. Россия потеряла около 100 млрд долларов в сравнении с предыдущим.
В целях поддержания курса национальной валюты Банк России проводил валютные интервенции, что привело к существенному сокращению международных золотовалютных резервов государства. 10 ноября 2014 г. Банком России было принято решение о переходе к рыночному образованию курса рубля, т.к. дальнейшая фиксация курса грозила истощением международных резервов и последующей еще более болезненной для бизнеса и населения девальвацией национальной валюты.
Девальвация рубля и продуктовое эмбарго
Девальвация рубля вызвала побочный эффект — инфляцию. В посткризисный период мы наблюдали снижение зна-
График 3. Активность российских эмитентов на внешнем долговом рынке
График 4. Объемы погашения внешних долгов российскими компаниями
чения уровня инфляции в России с 13,28 % в 2008 г. до 6,45 % в 2013 г. (по данным Росстата). Но, к сожалению, нынешние экономические трудности в стране прервали снижающий тренд и разогнали инфляцию до 11,36 % в 2014 г.1
Большая часть товаров в России иностранного происхождения. Не сложно догадаться, что при произошедшей девальвации теперь один и тот же товар дистрибьютерам придется закупать в два раза дороже, чем год назад. Рано или поздно оптовикам, а вслед за ними ритейлерам и дилерам, придется поднять цены на товары иностранного производства. Некоторые не сделали это сразу, чтобы сгладить «ценовой шок» для покупателей.
Также серьезное влияние на рост цен оказало эмбарго на ввоз некоторых видов продуктов из некоторых стран. Многие продовольственные товары завозились из-за границы.
Раньше рынок сам определял, у кого закупать товары, т.е. выбирался наилучший вариант по цене и качеству, а сейчас включаются нерыночные механизмы, при которых придется выбирать импортеров из ограниченного списка. Не нужно быть экономистом, чтобы понять, что закупать рыбу из недалекой Норвегии и фрукты из ЕС дешевле, чем у таких стран, как Чили, Аргентина, Бразилия, которые находятся за океаном.
По мнению А. Л. Кудрина, главы Комитета гражданских инициатив, продовольственное эмбарго в нынешних условиях непродуктивно и бороться с повышением цен следует иначе.
В ходе интервью РИА Новости экс-глава Минфина А. Л. Кудрин отметил, что существует два метода снижения цен на рынке: рыночный и нерыночный методы: «Рыноч-
График 5. Международные золотовалютные запасы Банка России 2014-2015 гг.*
График 6. Годовые показатели инфляции 2000 — 2014 гг., %
ный метод означает допускать новое предложение, убирать барьеры, даже уменьшить импортные пошлины. Поскольку уже сам курс, девальвация создала барьер, импорт стал дороже, все другие барьеры нужно убирать, нужно отменять эмбарго, нужно уменьшать импортные пошлины. Другой путь — это не убирать эмбарго, но ограничивать цены и допускать туда прокуратуру. Он является плохим, потому что он резко усиливает нагрузку (на бизнес — ред.) и коррупционную составляющую. В пик кризиса надо искать простые решения, а не ухудшающие положение бизнеса».
Импортозамещение
В 2015 г. происходит резкое сокращение импорта в Россию. По оценкам экспертов, снижение поступлений зарубежных товаров в страну сократится на 30—40 %. Связано это с девальвацией рубля и эмбарго на ввоз продуктов из некоторых стран.
Около 70 % товаров на российский рынок поступает из- за границы и лишь 30 % производится отечественными предприятиями. В 2015 г. доля товаров российского производства заметно вырастет, но это связано не с ростом производства в России, а со снижением покупательской способности и, как следствие, снижением импорта.
Больше всего сокращение импорта ожидается в сфере машиностроения и оборудования, т.е. инвестиционных товаров. Это основная группа товаров, которая сокращается в периоды кризисов, т.к. в сложные времена предприятия все меньше тратят средств на инвестиционную программу.
Вроде здорово, скоро Россия воспрянет духом, начнет производить товары мирового уровня. Однако вопрос: на какие средства будем «поднимать Россию с колен», если доходы бюджета от продажи нефти сократились вдвое, ограничен доступ к зарубежному капиталу, инвесторы сбежали из страны и не торопятся возвращаться?
А происходить это будет следующим образом. Из-за девальвации рубля вырастут цены на импортные товары. У российских продавцов возникает возможность повысить стоимость своей продукции, пока еще не конкурентоспособной. За счет дополнительного дохода предприятия формируют средства для инвестиций в собственное производство, чтобы повысить качество продукции.
Не стоит ожидать плодов от импортозамещения в краткосрочной и даже в среднесрочной перспективе. Дать оценку эффективности проводимой политики можно будет только через 7—10 лет.
Стоит отдельно упомянуть о Национальной системе платежных карт. В связи с угрозой отключения российских коммерческих банков от платежных систем процессинг операций ВИЗА и МастерКард был перенесен в ЦБ. Это означает, что если будут введены новые ограничения, то они распространятся лишь на международные переводы, переводы внутри России прекратить будет уже нельзя. Также ЦБ в ускоренном режиме занялся разработкой собственной системы платежных карт. Разработка НСПК будет проводиться в 3 этапа. На первом этапе будут созданы технологии по обработке операций по картам, на втором этапе выпустят собственную платежную карту к концу 2015 г. На третьем этапе займутся разработкой продуктовой линейки (дебетовые, кредитные карты и предоплаченные карты).
По оценкам экспертов, начать конкурировать с зарубежными аналогами НСПК сможет только к концу 2018 г.
Борьба с инфляцией
Для борьбы с инфляцией ЦБ РФ применил классический метод – повысил ключевую ставку до 17 %. Кардинальное повышение ставки всегда свидетельствует о серьезных проблемах экономики, это крайняя мера.
Повышение ставки означает, что кредитоваться у ЦБ финансовым организациям становится дороже, что влечет повышение стоимости кредитов для клиентов банков. При таких условиях заемные средства для предприятий становятся менее доступными. Если предприятия меньше кредитуются, значит, денег в экономике становится меньше, а это, в свою очередь, ведет к их удорожанию.
Также повышение ключевой ставки ведет к повышению ставок по депозитам. Подъем ставок по депозитам не является прямым результатом поднятие ключевой ставки, банки не обязаны этого делать, просто для кредитных организаций это означает, что ресурсы для них становятся дороже.
Поднятие ставок по вкладам стимулирует население к сбережению. Также этому способствовало повышение страховой суммы по вкладам физических лиц вдвое, до 1 млн 400 тыс. рублей. Если население не тратит, а хранит, то денег в экономике становится меньше. Что, опять же, ведет к их удорожанию.
В какой-то мере повышение ставки является мерой по борьбе с валютными спекулянтами. При низкой ключевой ставке и быстром ослаблении рубля у банков есть выигрышная стратегия: они могут брать деньги у ЦБ, переводить их в валюту и за счет обесценивания рубля получать доход, который покрывает стоимость ресурсов. Высокая ключевая ставка хоть и не делает такие операции невозможными, но они становятся значительно рискованнее.
Серьезным минусом данного метода является то, что ЦБ ставит крест на экономическом росте.
Хоть повышение ключевой ставки и является эффективным методом борьбы с инфляцией, в нынешних условиях влияние данного инструмента будет ограничено, т.к. причинами роста инфляции являются немонетарные факторы – например, финансовые санкции и продуктовое эмбарго.
Постепенное понижение ключевой ставки до 11 % (по состоянию на 20.11.2015 г.) произошло на фоне снижения темпов инфляции.
Антикризисные планы Правительства РФ
В конце января 2015 г. Правительство РФ приняло антикризисный план. Документу дали название «План первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году».
Одним из самых важных пунктов плана является расширение двухлетних «налоговых каникул» для впервые зарегистрированных предпринимателей. С 2015 г. в течение двух первых лет деятельности от налогов освобожден малый бизнес, задействованный в социальной, научной и производственной сферах. Теперь решено к их числу добавить и тех, кто занимается оказанием бытовых услуг (фотоателье, изготовление ключей, ремонт обуви).
Более того, регионы смогут самостоятельно добавить в список наиболее приоритетные для них виды бизнеса. Например, производство меда в Башкортостане.
По оценкам экспертов, начать «свое дело» смогут около 250 тыс. человек. При реализации прогнозов, это будет весьма кстати, после резкого снижения количества индивидуальных предпринимателей на 500 тыс. человек в 2013 г.
Также план предусматривает помощь заемщикам из зоны риска, т.е. тем, кто находится в наиболее сложном положении: мамы в декрете, пожилые пары без детей. Это коснется и валютных заемщиков, которые попали в наиболее плохую ситуацию.
Еще одним из немаловажных пунктов является докапи- тализация системно значимых банков и амнистия капиталов3.
По мнению экспертов, задуманных мер для стимулирования роста экономики России недостаточно. План во многом схож с планом шестилетней давности, хотя ситуация принципиально другая: по причинам кризиса, по его продолжительности.
Актуальные экономические меры
В плане говорится, что нужно снижать налоговую нагрузку на бизнес. Действительно, стоит снизить налоги, регионам дали такую возможность. Но вот воспользуются ли они ей – большой вопрос, т.к. сейчас субъекты РФ сосредоточены на выполнении майских указов Президента, а средств на них минимум.
По мнению И. И. Яруллина: «Одним из факторов, которые влияют на экономику Российской Федерации, является создание эффективных норм законодательства о налогах и сборах, что предполагает установление надлежащего правового регулирования налоговых отношений».
Много говорится о структурных реформах, но в основном это остается лишь на словах. Под ними подразумевается уход от сырьевой зависимости, постройка инновационной экономики, формирование нормальной налоговой системы, пенсионное реформирование и реформирования аппарата управления государством.
Проведение структурных реформа необходимо, но они не дадут моментального эффекта. Невозможно уйти от сырьевой зависимости или провести реформу пенсионной системы быстро.
Из того, что нужно сделать сейчас, это оптимизировать военные расходы – т.к. решение об их повышении принималось в благоприятной обстановке, в кризис было бы лучше хотя бы оставить на уровне прошлых лет.
Из структурных реформ необходимо принять решение по отмене моратория по накопительной части пенсии – это будет действительно правильное решение, в условиях, когда экономика лишена длинных денег. Главное – проследить, чтобы эти длинные деньги пошли в правильном направлении, а не спонсировали лишь нужды учредителей НПФ.
Необходима реформа пенсионной системы, т.к. денежные средства на пенсии скоро будут в дефиците. Перед Правительством встанет выбор: либо повысить пенсионной возраст, либо повысить налоги.
Глава Сбербанка Герман Греф вносил в Правительство предложение о создании ответственного за проведение реформ – офис (ответственное лицо), который будет подчиняться напрямую Президенту. Возможно, было бы правильным решением, т.к. министерствам попросту может не хватать времени на их создание и проведение.
В целом следует заняться либерализацией и диверсификацией экономики. Об этом много говорилось, это много обсуждали, но реальных шагов предпринято мало.
Следует признать, что реформы не могут проходить быстро, ведь нужно учитывать не только экономические цели, но и социальные, политические и внешнеполитические.
По мнению Михаила Фридмана, одного из богатейших людей России, снижение нефтяных цен – это хорошо: «Раньше никто не думал об эффективности добычи нефти — главным был вопрос получения лицензии на добычу, поэтому хороший лоббист стоил дороже хорошего инженера. Снижение цен на нефть превратит добычу нефти в нормальный бизнес, где расходы и эффективность значат больше, чем сила лоббизма. Это сделает мир свободнее и безопаснее, поскольку ослабит нелиберальные режимы, которые процветают благодаря нефтяной ренте».
Хочется верить, что этот «пинок», в виде значительного ухудшения ситуации в стране, встряхнет российскую экономику и придаст уверенности в принятии решений о проведение серьезных реформ в государстве.
Статья опубликована в Евразийском юридическом журнале № 11 (90) 2015
ЯРУЛЛИН Ильмир Иранович – кандидат юридических наук, доцент Уфимского государственного нефтяного технического университета.