Правовые аспекты регулирования защиты конкуренции в сфере предпринимательской деятельности по законодательству Таджикистана
В настоящей статье рассматриваются некоторые правовые аспекты защиты конкуренции в сфере осуществления предпринимательской деятельности по законодательству Республики Таджикистан. В сравнительно-правовом анализе норм антимонопольного законодательства некоторых стран СНГ, например, России, Казахстана делаются выводы и предложения по поводу принятия прогрессивных правовых норм в законодательстве Таджикистан.
В условиях рыночных отношений одним из необходимых и значимых аспектов осуществления предпринимательской деятельности является создание конкурентной среды в отношениях предпринимательствующих субъектов. Конкуренция представляет собой борьбу, соперничество за достижение более выгодных условий, за лучшие результаты предпринимательской деятельности, т.е. производство и обращение товаров, работ и услуг на рынке.
Понятие конкуренции в предпринимательском праве Республике Таджикистан, а также в Российской Федерации, Республике Казахстан и др., предусматривается действующим законодательством. Конкуренция это свободная состязательность, соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Конкуренция, соперничество хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке в Таджикистане, во многих государствах мира, в том числе странах СНГ регулируются нормативно-правовыми актами, законами. Основы правового регулирования конкуренции предусмотрены в конституционных нормах. Согласно содержанию ст. 12 Конституции Республики Таджикистан, «Государство гарантирует свободу экономической и предпринимательской деятельности, равноправие и правовую защиту всех форм собственности, в том числе частной»1. Более прогрессивные нормы содержит Конституция Российской Федерации, что предусмотрены: «В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности» (п.1 ст. 8). Кроме этого, в п. 2. ст. 34 содержится: «Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию».
Эффективное функционирование предпринимательства и рыночной экономики в целом, зависит от формирования и совершенствования законодательства о конкуренции и монополии, которое обеспечивается при наличии государственного контроля за монополиями. В этой сфере особое внимание должно быть уделено вопросам правового обеспечения защиты, защитных мер конкуренции предпринимательствующих субъектов.
Законодательство Республики Таджикистан в сфере развития конкуренции в предпринимательской деятельности, а также защиты конкуренции рынка имеет ряд своих особенностей. Вызывает интерес сравнение ряда положений предусмотренных норм законодательства в Таджикистане и некоторых стран СНГ, например в России, в части правового обеспечения поддержки и защиты конкуренции. Считается обоснованным выбор данной страны в качестве примера, исходя из некоторой культурно-исторической схожести с Республикой Таджикистан. Так, совсем недавно сама Россия и другие страны бывшего СССР переживали периоды правовых реформ в области развития конкуренции в предпринимательской деятельности.
Одним из основных аспектов в правовом регулировании в сфере предпринимательской деятельности выступают закрепленные нормы о защите конкуренции в действующем законодательстве. Как следует, закон Республики Таджикистан №198 от 28 июля 2006г. «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»[2] определяет организационные и правовые основы ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции и направлен на обеспечение условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков.
В сравнительно-правовом анализе вызывает интерес норм законодательства, например, России (Федеральный Закон Российской Федерации от 26 июля 2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции»), где предусматривается, что, во-первых, закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, во-вторых, целями закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности, защита конкуренции.
По этому поводу Путинский Б. И. отмечает, что наряду с развитием конкуренции необходима ее правовая защита. Положение о том, что поддержка конкуренции гарантируется государством, закреплено в ст. 8 Конституции РФ. Согласно нормам ГК РФ не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке (ст. 10). Такое содержание норм предусматривается и в Гражданском кодексе Республики Таджикистан. Так, не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление своим доминирующим положением на рынке (п. 2 ст. 10).
В целях совершенствования правовых норм, регулирующих защиту конкуренции на рынке, конкурентную борьбу среди предпринимательствующих субъектов целесообразным является сближение норм права в ряде стран регионов. Как отмечается, сближение национальной нормативно-правовой базы с нормативно-правовой базой государств-участников СНГ, регламентирующих деятельность субъектов предпринимательства, предусматривается, и закрепляется международными договорами.
Правовые проблемы защиты конкуренции на сегодняшнем этапе развития рыночных отношений мало воспринимается обществом в целом. Как известно, лишь при подчинении беспорядочных действий предпринимателей, а также действий некоторых должностных лиц государственных органов, регулирующих предпринимательскую деятельность в интересах развития экономики страны и принципам рыночной работы можно достичь желаемых, позитивных результатов. В силу содержания норм Гражданского законодательства процессы рыночного регулирования должны разумно, справедливо и добросовестно (п. 4 ст. 10 ГК РТ) сочетаться с административным воздействием в деле защиты конкуренции.
Следует отметить, что, хотя в законе Республики Таджикистан от 2006г. «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» не содержится указание на «защиту конкуренции» рынков, но нормы закона предусматривают меры поддержки от недобросовестной конкуренции. Также предусматривается ряд норм, устанавливающий запрет на рыночные процессы. Примером тому может стать содержание ст. 5 Закона, где установлено: запрещается заключение договора, иной сделки, соглашения или осуществление согласованных действий хозяйствующими субъектами, действующими на рынке одного товара, которые приводят или могут привести к созданию неблагоприятной рыночной среды; запрещается заключение соглашений хозяйствующими субъектами, действующими на рынке одного товара, в результате которых имеются место недопущение, ограничение, устранение конкуренции интересов других хозяйствующих субъектов; запрещается заключение соглашения или осуществление согласованных действий не конкурирующими между собой на соответствующем товарном рынке хозяйствующими субъектами, получающими (потенциальными приобретателями) и предоставляющими (потенциальными продавцами) товар, если в результате таких соглашений могут иметь место недопущение, ограничение или устранение конкуренции; запрещается объединениям юридических лиц, хозяйствующим субъектам осуществление координации предпринимательской деятельности юридических лиц, которая имеет либо может иметь своим результатом ограничение конкуренции.
В сегодняшних условиях меры по защите конкуренции требуются на самом начальном уровне производства, реализации товаров, работ и услуг. Эти меры должны быть жесткими и подавлять те действия, которые приводят к нарушению товарной и ценовой конкуренции на рынке. Как показывает практика, общество на недостаточном уровне осознает, что натиск конкуренции имеет такие же опасные последствия, как прямой грабеж или разбой. В связи с этим предлагается принятие следующих мер: а) внести изменения и дополнения в действующий закон с указанием «защиты конкуренции»; б) ужесточить меры административной и уголовной ответственности; в) разработать и принять механизмы прозрачной реализации норм права со стороны контролирующих органов власти; г) создание специальных структур в государственных органах исполнительной власти, министерств, агентств, служб на принципе тесного взаимодействия с антимонопольным органом; д) содействовать рассмотрению правонарушений в сфере защиты конкуренции в судебном порядке и публичного их информирования.
Таким образом, правовое регулирование защиты конкуренции в предпринимательской деятельности по действующему законодательству должны быть определены и направлены на защиту и развитие конкуренции, предупреждение, ограничение, недопущение недобросовестной конкуренции. Возможно, в какой-то степени отсутствие в нормах закона формулировки «защиты конкуренции» приводит к неэффективному функционированию рыночных процессов.
Статья опубликована в Евразийском юридическом журнале № 2 (93) 2016