Система управления инновационной активностью муниципального образования как социально-экономической системы
Рассмотрены вопросы построения системы управления инновационной активностью муниципального образования как социально-экономической системы. Данная система реализует алгоритм, который можно использовать при принятии решений о выделении финансовых средств органам местного самоуправления и финансовой поддержке частными инвесторами.
Современные кризисные явления требуют поиска новых механизмов обеспечения устойчивого экономического роста на базе радикального повышения конкурентоспособности как субъектов хозяйственной деятельности, так и административных единиц на территории Российской Федерации.
Основой таких преобразований может стать государственная поддержка инновационной деятельности в стране, сочетающая традиционно отраслевую политику с развитием территориальных образований, концентрирующих научно-технический, промышленный и образовательный потенциалы, т. е. муниципальных образований (МО).
За последние годы произошли значительные изменения в процессе выработки стратегии экономического развития на местном уровне. Наметившаяся тенденция к расширению полномочий территориальных образований, приобретение ими большей самостоятельности ведет к необходимости разделения ответственности между центром и органами местного самоуправления, в частности, за проведение инновационной политики для ускорения реализации инновационных программ и повышения их эффективности. В то же время, инновационный потенциал МО как ресурс инновационного развития до сих пор не стал основным фактором реализации региональной и муниципальной инновационной политики. МО как социально-экономическая система (СЭС) является сложной с точки зрения управления системой. Поэтому основой стратегии инновационного развития должно стать эффективное управление активизацией инновационного потенциала МО.
Вводные замечания
Несмотря на достаточно большое количество публикаций, в которых отражены различные аспекты инновационного развития СЭС (работы А. Е. Абрамешина, С. С. Алексеева, Е. Н. Ахметовой, И. В. Барановой, О. С. Белокрыловой, С. В. Валдайцева, М. М. Махмудовой, М. Н. Нечепуренко, О. Н. Пищина, А. Ю. Реутова, Ю. В. Семкиной, Р. А. Фатхутдинова, О. Б. Яресь и др.), разработанность целого ряда теоретических и методологических положений, особенно касающихся создания эффективных систем управления, остается нерешенной. Для мезоуровня (регионов, МО), вопросы эффективности инновационной деятельности до сих пор содержат большее число неисследованных аспектов. К числу таковых можно отнести, в частности, разработку моделей и алгоритмов управления процессами инновационного развития в увязке с развитием логистики и использование имеющихся возможностей самих МО.
Теоритические основы методики
В административно-территориальном делении России присутствуют две основные единицы – регионы и МО. Структурирование экономической системы России предполагает учет и анализ специфики инновационного развития и регионов, и МО, что означает, исследование формирования и развития их инновационного потенциала (ИП). К представлению ИП МО наиболее близкий – это уровень региона. Вопрос оценки количественных и качественных характеристик ИП МО требует своего теоретического и практического разрешения, так как является базовым для построения системы управления инновационной активностью.
Инновационное развитие МО – управляемый процесс изменений в различных сферах жизни, направленный на достижение высокого качества жизни на территории МО с наименьшим ущербом для природных ресурсов и наибольшим уровнем удовлетворения текущих и перспективных коллективных потребностей населения и интересов государства.
Основа стратегии инновационного развития – целенаправленный поиск и эффективное управление нововведениями во всех сферах жизни МО. Важным представляется для разработки и совершенствования систем управления, что инновационное развитие МО – это многоаспектный процесс, а само МО является сложной системой.
Инновационная политика формируется на разных уровнях, но до сих пор немногие МО разрабатывают собственную инновационную политику. По нашему мнению, неоднородность географических, демографических, экономических и прочих условий актуализирует задачу формирования муниципальной инновационной политики.
Важной особенностью системы управления МО является то, что она должна интегрировать в себе как результаты деятельности предприятий, находящихся на его территории, так и результаты инвестиционной деятельности, регулируемой региональными и муниципальными органами власти. Этот аспект отражен в методике оценки инновационного потенциала МО, в которую включены:
- оценка обеспеченности инфраструктурными ресурсами для осуществления инновационной деятельности;
- оценка ИП предприятий, находящихся на территории МО;
- оценка эффективности инвестиционных ресурсов на территории МО.
Первая составляющая позволяет учесть изменения в логистическом потенциале МО, вторая – темпы инновационного развития предприятий, третья – эффективность инвестиционной деятельности на территории МО, которая напрямую зависит от качества управления в данном субъекте.
Таким образом, содержание понятия инновационный потенциал МО как сложной интегральной величины, это, по нашему мнению, индикатор по которому можно оценивать эффективность инновационного развития МО.
В основе структурной схемы системы управления инновационной активностью муниципального образования – реализация алгоритма принятия управленческих решений при распределении ограниченных инвестиционных ресурсов, использующего методологию накопленных потенциалов и включающего построение инновационно-логистической матрицы, расчет коэффициентов эффективности инвестиционных ресурсов и пропорциональности инновационного и логистического потенциалов.
Разработка эффективных инструментов поставлена в зависимость от показателей, которые адекватно оценивают качество и темпы перехода. В настоящее время экономическая наука предлагает показатели для такой оценки, которые группируются вокруг понятия инновационного потенциала. Смысловое содержание понятия «инновационный потенциал» разнообразно и рассматривается с различных позиций. Однако общим для всех является то, что расчет инновационного потенциала по имеющимся показателям не позволяет оценить эффективность его использования, поэтому предложено использовать для этих целей показатель инновационной активности.
К настоящему времени нет устоявшейся трактовки понятия инновационной активности МО, а известные подходы, как правило, инновационную активность, обычно рассматривается применительно либо к микроуровню, т.е. уровню отдельных организаций, либо к макроуровню, т.е. для национальной экономики.
В данном исследовании понятие «инновационная активность муниципального образования» рассматривается как комплексная динамическая характеристика.
Она предполагает взаимосвязанную оценку эффективности использования инновационного потенциала, созданного предприятиями, находящимися на его территории, и логистического потенциала, сформированного на территории МО.
Алгоритм базируется на определении общей потребности МО в инвестиционных ресурсах для реализации наиболее актуальных для ее экономики проектов. В силу ограниченности инвестиционных ресурсов предлагается ранжирование МО по приоритетности, которая устанавливается согласно предложенному коэффициенту соответствия. Затем внутри МО определяются наиболее привлекательные инвестиционные проекты.
Основное содержание алгоритма – процесс принятия управленческих решений, состоящий из девятнадцати взаимосвязанных этапов.
На первом этапе, формируется инвестиционный портфель по инновационному развитию МО.
На втором этапе, формируется список МО, в который включают муниципальные образования, входящие в данный регион.
На третьем этапе, проводится подготовка и обработка данных бухгалтерских балансов предприятий и статистических данных по МО для количественной оценки элементов структурированного множества факторов.
На четвертом этапе, осуществляется определение интегрального индекса логистического потенциала, индексов инновационного потенциала, инновационной активности предприятий, логистической активности и коэффициента динамической конкурентоспособности отгруженных инновационных товаров, работ и услуг.
Инвестиции в дорожное строительство предполагают накопления возможностей, т.е. потенциала и, одновременно, увеличение густоты и протяженности дорог на территории МО. Важным свойством таких инвестиций является создание эффектов, отложенных во времени. Оценка указанных эффектов возможна с использованием методики накопленных по- тенциалов.
Для ранжирования МО по уровню динамической конкурентоспособности отгруженных инновационных товаров, работ и услуг определяют значения коэффициента динамической конкурентоспособности отгруженных инновационных товаров, работ и услуг.
Коэффициент динамической конкурентоспособности отгруженных инновационных товаров, работ и услуг предложено рассчитывать по формуле:
Для ранжирования МО по уровню динамической конкурентоспособности отгруженных инновационных товаров, работ и услуг введена шкала оценки.
Интервалы определяют границы различных зон динамической конкурентоспособности отгруженных инновационных товаров, работ и услуг: от низкого (<0,5) до высокого (>10).
На пятом этапе, осуществляется передача информации на региональный уровень, а именно, в Государственный комитет РБ по транспорту и дорожному строительству – по показателям логистического потенциала и логистической активности; в Министерство промышленности и инновационной политики – по показателям инновационного потенциала и инновационной активности; в Министерство экономического развития – по показателям динамической конкурентоспособности отгруженных инновационных товаров, работ и услуг.
На шестом этапе, осуществляется построение инновационно-логистической матрицы региона, на примере РБ.
Нормированный индекс логистического потенциала вычисляется по формуле:
Тогда все МО имеют значения нормированного индекса инновационного потенциала от нуля до 100 %.
На седьмом этапе, определяется сводный индекс инновационной активности по всем МО.
На восьмом этапе, осуществляется задание диапазона сводного индекса инновационной активности.
На девятом этапе, выделение на основании полученных данных МО наибольшего значения сводного индекса инновационной активности из рассматриваемого диапазона. Возможна ситуация когда в заданном диапазоне не найдено ни одного элемента, тогда необходимо перейти к рассмотрению следующего диапазона.
На десятом этапе, определяется коэффициент соответствия потенциалов, который вычисляют по следующей формуле:
На одиннадцатом этапе, осуществляется задание диапазона коэффициента соответствия инновационного и логистического потенциалов.
Двенадцатый этап – выделение МО по наиболее эффективному значению коэффициента соответствия из рассматриваемого диапазона. Возможна ситуация когда в заданном диапазоне не найдено ни одного элемента, тогда необходимо расширить диапазон.
На тринадцатом этапе, осуществляется задание диапазона коэффициента динамической конкурентоспособности инновационных товаров.
Четырнадцатый этап – выделение МО по наиболее эффективному значению коэффициента динамической конкурентоспособности отгруженных инновационных товаров, работ и услуг из рассматриваемого диапазона. Возможна ситуация когда в заданном диапазоне не найдено ни одного элемента, тогда необходимо расширить диапазон коэффициента.
На пятнадцатом этапе, осуществляется формирование портфеля инвестиционных проектов по программе инновационного развития МО на основе результатов предыдущего отбора.
На шестнадцатом этапе, осуществляется выбор инвестиционных проектов для включения в программу инновационного развития МО, которые удовлетворяют как требованиям инвестора, так и субъекта управления МО.
Вполне вероятно несовпадение указанных требований, тогда необходимо, либо искать нового инвестора, либо создавать консорциум инвесторов, что будет означать изменение схемы финансирования инвестиционного проекта.
Когда инвестиционные ресурсы портфеля по инновационному развитию МО будут исчерпаны, можно перейти к семнадцатому этапу, т. е. сформировать программу инновационного развития данного МО, объединяющую отобранные инновационные проекты. Если инвестиционные ресурсы регионального портфеля по инновационному развитию будут исчерпаны (восемнадцатый этап), то можно переходить к девятнадцатому этапу, т. е. завершить формирование программы инновационного развития региона.
На рис.1 представлена структурная схема системы управления инновационной активностью МО согласно описанному алгоритму:
КСИА – индекс инновационной активности МО; Ks – коэффициент соответствия потенциалов; АКш – индекс логистической активности; АКш – индекс инновационной активности
предприятий; Кэф0ТИ„- коэффициент динамической конкурентоспособности отгруженных инновационных товаров; Ыпл – плановое значение инвестиций на строительство дорог;
– плановое значение индекса инновационной активности
МО; К™ – плановое значение коэффициента соответствия потенциалов; Уот – объем отгруженных товаров собственного производства; YN – количество хозяйствующих субъектов; УГр
- грузооборот автомобильного транспорта организаций; УПр
- протяженность автомобильных дорог; УПл – площадь МО; УФ – показатели финансовой готовности предприятий к инновациям; УСи – стоимость интеллектуальной собственности предприятия; УАвн – прочие внеоборотные активы предприятия; Уи – инвестиции на строительство дорог.
Система управления инновационной активностью СЭС муниципального образования состоит из трех подсистем, а именно: СППР муниципального образования; СППР региона и подсистема мониторинга.
Необходимым условием эффективного управления МО является наличие обратной связи, которая отражает достигнутый результат.
Расчеты по алгоритму выполнены для всех МО РБ за период 2008-2012 гг. Расчеты показывают, что МО имеют разную степень влияния составляющих на сводный индекс инновационной активности, например, для Благовещенского и Уфимского МО составляет 4,5 балла (средний уровень), для Ишимбайского МО 2,5 балла (низкий уровень). Разная степень влияния вызвана неравномерностью и спецификой инновационного развития того или иного образования и, соответственно, различным уровнем чувствительности экономик образований к тем или иным факторам.
Таким образом, оценка инновационной активности в увязке с логистическим потенциалом дает необходимую новую, важную информацию для разработки дополнительных путей реализации стратегии инновационного развития на уровне МО и позволяет реализовать формализованный алгоритм принятия управленческих решений по инновационному развитию МО на базе логистического развития его территорий на основе научно-обоснованных подходов и методов.
Заключение
В данной статье представлены результаты разработки системы управления инновационной активностью муниципального образования, которая учитывает изменения в логистическом потенциале МО. Оценка инновационной активности в увязке с логистическим потенциалом дает необходимую новую, важную информацию для разработки и реализации стратегии инновационного развития на уровне МО на базе логистического развития его территории.
Рис. 1. Обобщенная структурная схема системы управления инновационной активностью муниципального образования
Евразийский юридический журнал
В алгоритме принятия решений, формализована процедура сбора необходимой для эффективного управления информации, что позволяет повысить эффективность решений по распределению инвестиций, направляемых на развитие логистической инфраструктуры и, в конечном счете, обеспечивающих инновационное развитие МО.
ФАТХУЛЛИНА Ляля Закиевна – доктор экономических наук, кафедры управления инновациями Уфимского государственного авиационного технического университета.
Статья опубликована в Евразийском юридическом журнале № 2 (93) 2016