Экономико-правовые основы безопасности региона
Целью публикации данной статьи является изучение экономико-правовых основ безопасности региона. Особое внимание уделяется выявлению взаимосвязи принципов права и экономических параметров оценки региона.
Цикличность экономики вызывает необходимость вмешательства государства для сохранения устойчивости экономической системы. Государственное регулирование связано с разработкой мер по защите экономической безопасности субъектов экономики, так как спады и кризисы негативно влияют на социальный уровень населения, увеличивают разрыв между богатыми и бедными, усиливают угрозы как внутренних, так и внешних факторов. Это показывает неразрывную взаимосвязь правовых и экономических аспектов экономической безопасности.
Рассмотрим нормативные аспекты экономической безопасности в РФ. В таблице 1 приведем основной перечень и оценку нормативных документов безопасности в РФ.
Как видно из полученных результатов исследования, нормативно-правовые принципы подкреплены экономическими параметрами оценки, значит, законодатель предусматривает методы контроля своих управленческих решений, однако не все критерии можно оценить коэффициентными и именованными показателями, поэтому возникает проблема поиска объективных способов оценки безопасности субъекта экономики.
Согласно нормативным документам основная деятельность по обеспечению безопасности включает в себя прогнозирование, выявление, анализ и оценку угроз безопасности экономического субъекта, что определяет необходимость исследования.
Закон РФ «О безопасности» определяет экономическую безопасность как защиту региона (субъекта государства) в экономической сфере от возникающих угроз. Гарантия экономической безопасности региона является условием развития национальной экономики.
Безопасность – это стабильность и сбалансирован- Гизатуллина В. Г. ность системы общественных отношений, условие воспроизводства социальных общностей, что является необходимым для экономического субъекта.
Проблемы экономической безопасности региона исследуют все большее число научных деятелей, специалистов и служащих. Угрозы, нанесенные экономической безопасности региона, сделали обсуждаемой эту тему не случайно. Современная региональная экономика в последнее время находится под влиянием различных негативных факторов: экономические санкции, мировой финансовый кризис, снижение жизненного уровня населения, превышение расходов бюджета региона над его доходами, инфляция и нестабильность курса валют, снижение стоимости сырья и т.д.
- Н. Климонова, проанализировав различные аспекты безопасности, выделяет основные условия ее достижения (национальные интересы, ограниченность ресурсов, конкуренция, конкурентоспособность страны).
- К. Сенчагов считает, что социально-экономическое развитие государства зависит от региональной политики (национально-культурные, социально-демографические, природно-климатические, хозяйственные различия и исторические особенности развития субъектов РФ).
Таблица 1 – Принципы и экономические критерии оценки безопасности в РФ
Нормативный документ |
Принципы, используемые в нормативных документах |
Экономические критерии оценки |
Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 390 – ФЗ (ред. от 05.10.2015) «О безопасности» |
Принципы обеспечения безопасности:
|
|
Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273- ФЗ (ред. от 15.02.2016) «О противодействии коррупции» |
Противодействие коррупции основывается на принципах:
|
|
Федеральный закон от 17 июля 2009 г. № 172- ФЗ (ред. от 21.10.2013) «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» |
Принципы организации антикоррупционной экспертизы:
|
|
Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» |
Стратегия является базовым документом по планированию развития системы обеспечения национальной безопасности РФ. Основная задача настоящей Стратегии – формирование и поддержание силами обеспечения национальной безопасности внутренних и внешних условий, благоприятных для реализации стратегических национальных приоритетов. Национальная безопасность – состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства** |
|
* Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ (ред. от 15.02.2016) «О противодействии коррупции».
** Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года».
В. В. Чернова связывает экономическую безопасность с целостностью производственно-экономического пространства России, поскольку снижается уровень развития природно-ресурсного потенциала страны, нарушается социально-экономическая и военно-политическая стабильность, подрывается неуязвимость российского воспроизводственного цикла от внутренних и внешних негативных факторов.
Х. М. Хаджалова понимает под экономической безопасностью региона стабильное функционирование социальных структур государства, что сродни многим авторам ввиду необходимости снижения социальной напряженности, обеспечения стабильности и качества уровня жизни населения.
Н. П. Купрещенко, Е. А. Федотова разделяют мнение предыдущего автора и предлагают расширить оценку социальной экономической безопасности при помощи анализа человеческого капитала (оплата труда, безработица, занятость, теневая миграция), криминализации общества (самоубийства, разбой, кражи) и коррумпированности экономики (отмывание преступных доходов, неэффективное расходование бюджетных средств).
М. А. Юзбеков, А. К. Юзбеков выдвигают теорию оценки безопасности региона при помощи анализа экологической ситуации (выбросы вредных веществ в атмосферу и экономический ущерб, платежи природоохранной деятельности предприятий, финансирование на охрану окружающей среды).
С. Н. Митяков, Е. С. Митяков, Н. А. Романова в совместных исследованиях подчеркивают необходимость мониторинга угроз экономической безопасности региона с учетом его специфики (ВРП на душу населения, инфляция, инвестиции, социальное развитие, инновации, экологическая ситуация).
А. А. Куклин выдвигает гипотезу о том, что особенности развития России (масштабы, закрытость, менталитет, ресурсный и человеческий потенциал) являются основой ее экономической безопасности – это позволяет регулировать угрозы. Вместе с тем А. А. Куклин обращает внимание на существующие проблемы развития страны (смертность, снижение уровня фертильности, неравенство, качество населения). Авторы статьи разделяют мнение о необходимости снижения подобных угроз.
А. И. Гаврилов выдвигает концепцию экономической безопасности страны на основе продовольственной безопасности в условиях экономических санкций.
Проведенный анализ позволяет говорить о наличии различных способов и методик оценки безопасности региона: нормативно-правовые, коэффициентные, рейтинговые, скоринговые, экономико-статистические. Эти методы широко используются в аналитической практике, однако имеют некоторые недостатки:
- громоздкость и сложность расчетов;
- ограниченность информационной базы, необходимой для определения показателей;
- закрытость полученных результатов и т.д.
В этой связи представляется необходимым выработать систему показателей. В. Л. Поздеев предлагает доступную методику оценки экономической безопасности региона при условии подбора необходимых показателей. Мы разделяем мнение этого автора и предлагаем использовать следующие показатели:
- доходность региона;
- доходность собственности региона;
- экономическая отдача собственности региона;
- стоимость собственности региона на душу населения;
- доля внешних инвестиций в ВРП;
- предпринимательская активность в регионе;
- доля товарооборота предпринимательского сектора в
ВРП.
По выбранным показателям по каждой группе рассчитываются средние показатели темпов роста по формуле средней геометрической (1):
Тср. = “’ПТ, (1)
где Т – темпы роста показателей, входящих в группу;
n – число показателей в группе.
На основании полученных значений по формуле средней геометрической рассчитывается средний темп роста показателя уровня безопасности. Получаем формулу для расчета (2):
У = Уу 1 хУ21У3 хУ4хУ5 хУбхУ? (2)
Далее значения темпов роста помогут определить уровень угроз экономической безопасности региона: высокий, средний, низкий.
Таким образом, предложенная методика позволит определить уровень угроз экономической безопасности региона и разработать управленческие решения.
ГИЗАТУЛЛИНА Венера Габдулхаковна – старший преподаватель кафедры коммерции и предпринимательства Башкирского государственного университета.
Статья опубликована в Евразийском юридическом журнале № 3 (94) 2016