Совершенствование подходов к управлению налоговыми рисками
В статье представлен инструментарий оценки и управления налоговыми рисками и результаты его апробации.
Эффективное управление налоговыми рисками хозяйствующего субъекта может быть рассмотрено с позиций реализации двух основных функций налогообложения: фискальной, – поскольку процесс управления позволяет контролировать выполнение обязанностей налогоплательщика перед бюджетом; и регулирующей, – проявляющейся в возможности налоговой оптимизации.
Этапы процесса управления налоговыми рисками, методы и методики их анализа и оценки – актуальное направление современных экономических исследований. Однако, в большей части случаев действующие системы управления налоговыми рисками хозяйствующих субъектов базируются на оценке рисков с помощью критериев, предложенных в Концепции системы планирования выездных налоговых проверок, утвержденной приказом ФНС. Согласимся с мнением, что данная концепция не является определяющей, а скорее служит для оценки общего уровня налогового риска компании.
Анализ авторских методик оценки налоговых рисков позволяет сделать вывод, что при их достоинствах они не являются универсальными для всех владельцев рисков, а потому, при планировании системы управления налоговыми рисками, выбор методики должен учитывать специфику деятельности хозяйствующего субъекта и видов оцениваемых рисков.
На основе положений стандартов по Оценке и управлению рисками ряда российских компаний, а также методики оценки рисков В. Заики, нами были разработаны матрицы оценки налоговых рисков процесса (Таблица 1) и окружения (Таблица 2). Для разных групп рисков необходимо применять разные подходы к оценке и, как следствие, разные матрицы. Так, риск не-
Таблица 1. Матрица оценки налоговых рисков процесса
Уровень |
Потенциальный ущерб от налогового риска |
Вероятность обнаружения |
||
1 |
2 |
3 |
||
Экономические потери |
А |
B |
C |
|
Низкая до 35% (событие почти точно не произойдет/ событие скорее не произойдет, чем произойдет) |
Средняя 35-65% (событие произойдет с вероятностью около 50%) |
Высокая 65% (событие скорее произойдет, чем не произойдет/событие почти точно произойдет) |
||
5 |
Крупные, свыше 500 млн руб. |
5A |
10B |
15C |
4 |
Значительные, от 50 до 500 млн руб. |
4A |
8B |
12C |
3 |
Средние, от 5 до 50 млн руб. |
3A |
6B |
9C |
2 |
Малые, от 0,5 до 5 млн руб. |
2A |
4B |
6C |
1 |
Незначительные, до 0,5 млн руб. |
1А |
2B |
3C |
Таблица 2. Матрица оценки налоговых рисков окружения
Уровень |
Возможный ущерб от риска |
1 |
2 |
3 |
Экономические потери |
А |
B |
C |
|
требования налогового законодательства не нарушены; позиция налоговых органов и/или Минфина неблагоприятна для налогоплательщика; арбитражная практика сложилась в пользу налогоплательщика |
требования налогового законодательства не нарушены, позиция налоговых органов и/или Минфина неблагоприятна для налогоплательщика; арбитражная практика отсутствует либо позиция судов неоднозначна |
требования налогового законодательства нарушены; позиция налоговых органов и /или Минфина по сложным вопросам налогового законодательства достаточно обоснована и неблагоприятна для налогоплательщика; арбитражная практика отсутствует либо сложилась не в пользу налогоплательщика |
||
5 |
Крупные, свыше 500 млн руб. |
5A |
10B |
15C |
4 |
Значительные, от 50 до 500 млн руб. |
4A |
8B |
12C |
3 |
Средние, от 5 до 50 млн руб. |
3A |
6B |
9C |
2 |
Малые, от 0,5 до 5 млн руб. |
2A |
4B |
6C |
1 |
Незначительные, до 0,5 млн руб. |
1А |
2B |
3C |
эффективного налогообложения считаем целесообразным оценивать без применения матриц, так как его последствием являются не потери, а «упущенная выгода».
Применяя матрицу оценки, определяется цифровое значение налогового риска, позволяющее классифицировать его по одному из 3-х качественных уровней «не допустимый» (уровень риска выше 9), «допустимый» (уровень риска 5-8) и «приемлемый « (уровень риска меньше 5).
Попытка апробации подхода позволила выявить недостатки конфигурации. Так, например, не представляется возможным оценить риск окружения для спорной ситуации, по которой отсутствует официальная позиция, а позиции судов разделились. 9 сочетаний позиций по спорным вопросам были положены в основу модифицированной матрицы оценки налоговых рисков (таблица 3 и таблица 4).
Для примера использования модифицированных матриц оценки налоговых рисков окружения рассмотрена спорная ситуация: налогоплательщик своевременно подал документы, но они были оформлены с ошибками.
Статьей 126 НК РФ «Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля», установлена ответственность за непредставление налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) документов в инспекцию в установленный срок. Встает вопрос, могут ли привлечь налогоплательщика к ответственности, предусмотренной ст. 126 НК РФ.
По данной ситуации официальной позиция отсутствует, а позиция судов складывается в пользу налогоплательщика. Так в модифицированной матрице №2 будет выбрана ячейка «ВА», а по матрице № 2.1 с учетом величины потенциального ущерба – «3 ВА». Следовательно, данный риск является приемлемым и не несет серьезных угроз.
Данный подход к оценке и управлению налоговыми рисками позволит, на наш взгляд, наиболее полно оценить существующие риски, повысив тем самым эффективность управления ими.
Таблица 3. Модифицированная матрица оценки налоговых рисков окружения
Позиция судов |
Официальная позиция |
|||
А |
B |
C |
||
отсутствует |
в пользу налогоплательщика |
неблагоприятна для налогоплательщика |
||
A |
отсутствует |
AA |
AB |
AC |
B |
в пользу налогоплательщика |
BA |
BB |
BC |
C |
неблагоприятна для налогоплательщика |
CA |
CB |
CC |
Таблица 4. Модифицированная матрица оценки налоговых рисков окружения №2
Уровень |
Потенциальный ущерб от риска |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Экономические потери |
BB |
AB |
BA |
AA |
CB |
BC |
CA |
AC |
CC |
|
5 |
Крупные, свыше 500 млн руб. |
5 BB |
10 AB |
15 BA |
20 AA |
25 CB |
30 BC |
35 CA |
40 AC |
45 CC |
4 |
Значительные, от 50 до 500 млн руб. |
4 BB |
8 AB |
12 BA |
16 AA |
20 CB |
24 BC |
28 CA |
32 AC |
36 CC |
3 |
Средние, от 5 до 50 млн руб. |
3 BB |
6 AB |
9 BA |
12 AA |
15 CB |
18 BC |
21 CA |
24 AC |
27 CC |
2 |
Малые, от 0,5 до 5 млн руб. |
2 BB |
4 AB |
6 BA |
8 AA |
10 CB |
12 BC |
14 CA |
16 AC |
18 CC |
1 |
Незначительные, до 0,5 млн руб. |
1 BB |
2 AB |
3 BA |
4 AA |
5 CB |
6 BC |
7 CA |
8 AC |
9 CC |
Галеева Н. Н., Пасичниченко А. А.