Правовые механизмы совершенствования налога на доходы физических лиц
В статье рассматриваются правовые механизмы совершенствования налога на доходы физических лиц. Совершенствование подоходного налогообложения является одним из ключевых этапов реформирования налоговой системы на современном этапе. На современном этапе реформирования налоговой системы необходима разработка концепции налогообложения доходов граждан, которая должна учитывать специфические особенности государственной системы России.
Налог на доходы физических лиц является прямым, федеральным, регулирующим налогом. Он действует на территории всей страны, взимается непосредственно с доходов налогоплательщика по единым ставкам, используется для регулирования доходов нижестоящих бюджетов в виде процентных отчислений по нормативам, утвержденным в установленном порядке на очередной финансовый год. Плательщиками данного налога выступают, исключительно физические лица: как резиденты, так и нерезиденты. Объектом налогообложения у налоговых резидентов выступает доход, полученный ими в налоговом периоде от источников, как в России, так и за ее пределами. В отличие от них для налоговых нерезидентов объектом обложения является доход, полученный исключительно из источников, расположенных в РФ.
В связи с противоречивостью публичных и частных интересов в сфере налогообложения, государство, защищая публичные (общественные) интересы, вынуждено применять специальный механизм взаимодействия с налогоплательщиками, который, в конечном счете, призван обеспечить надлежащее поведение каждого лица по исполнению им налоговой обязанности.
На современном этапе реформирования налоговой системы необходима разработка концепции налогообложения доходов граждан, которая должна учитывать, как мировой опыт, так и специфические особенности государственной системы России. Определим основные принципы подоходного налогообложения:
– распределение налоговой нагрузки необходимо осуществлять пропорционально полученными налогоплательщиками доходу;
– от обложения налогом освобождаются лица, чьи доходы равны или ниже прожиточного минимума;
– величина налога обязана быть такой, которая у физических лиц не подорвет стимулы к труду;
– наличие административных издержек – негативный фактор, наличие которого необходимо минимизировать.
Налогообложение в России имеет ряд объективных и субъективных трудностей:
1. отсутствие стабильной политики в области экономики и финансов;
2. недостатки налогового законодательства, заключающиеся в его запутанности и неоднозначности трактовки законодательных и нормативных актов;
3. невысоким уровнем дохода большей части населения;
4. наличие случаев массового уклонения от налогообложения.
Налог на доходы физических лиц также далек от совершенства. Так, учет и применение льгот по данному налогу достаточно сложны. В связи с этим, в него постоянно вносятся поправки и изменения, регулирующие порядок его исчисления и взимания.
Тем не менее, можно определить и положительные моменты: новая налоговая реформа, направлена на понижение налоговой нагрузки на налогоплательщика, значительно расширяется система льгот в подоходном налогообложении, включены вычеты (социальные, имущественные и профессиональные).
В настоящее время Налоговый Кодекс предоставляет право на применение социального налогового вычета по налогу на доходы физических лиц в части перечисленной налогоплательщиком сумм платы за свое обучение, при этом подобный вычет не применяется в части уплаты процентов по образовательному кредиту.
С 1 января 2014 года вступила в силу новая редакция статьи 220 Налогового кодекса РФ (Федеральный закон от 23 июля 2013 г. № 212-ФЗ). Она разрешает повторный имущественный вычет, но ограничивает его размер по ипотечным процентам. Эти поправки способны существенно снизить сумму НДФЛ, которую налогоплательщики будут возвращать после покупки жилья.
В п. 2 ст. 220 НК РФ установлено, что имущественные налоговые вычеты, в части реализации имущества предоставляются при подаче налогоплательщиком налоговой декларации в налоговые органы по окончанию налогового периода. Целесообразно возложить обязанности по удержанию сумм налога на доходы на налоговых агентов, так как по окончании налогового периода большая часть потенциальных плательщиков налога на доходы самостоятельно не представят декларацию о доходах. Для привлечения данной категории к декларированию налоговому органу потребуются значительные трудозатраты, которые могут не компенсироваться суммами доначисленного налога на доходы физических лиц.
Ввести дополнительную статью в гл. 23 НК РФ «Особенности определения налоговой базы при осуществлении налогового контроля за расходами физического лица». Целесообразность введения данной статьи заключена в необходимости определения налогооблагаемой базы при наличии несоответствия крупных расходов физического лица его доходам.
Для повышения эффективности работы по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых правонарушений в части налогообложения физических лиц в п. 1 ст. 122 НК РФ, внести дополнение следующего содержания: «Неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, влечет взыскание штрафа в размере сокрытого (заниженного) дохода». Данная мера необходима для ужесточения налогового контроля в части налогообложения доходов физических лиц.
На сегодняшний день существует множество предложений по совершенствованию налога на доходы физических лиц. Одним из способов является изменение способа распределения налога между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов и местными бюджетами – соответственно 50%, 30%, 20%.
По нашему мнению целесообразно введение четырехступенчатой шкалы подоходного налогообложения. Также предлагается внести изменения в отношении обложения налогом лиц, проживающих постоянно за пределами России, но являющихся нашими гражданами. При въезде в страну они должны будут заполнять декларацию с указанием предполагаемого работодателя и предполагаемого дохода, а при выезде передать эту декларацию представителям таможенной службы с указанием суммы фактического дохода. Если сумма фактического дохода окажется больше стоимости годовой минимальной потребительской корзины, то вместе с декларацией налогоплательщик должен передать справку об удержании налогов, выданную юридическим лицом – источником доходов. В случае если документы об уплате налогов не представлены, таможенная служба вправе решать вопрос о выезде из РФ налогоплательщика – физического лица в особом порядке.
Кроме того один из способов совершенствования налоговой системы в сфере налогообложения физических лиц – это включение его в состав региональных налогов и сборов и перечисление в соответствующие бюджеты по месту уплаты. При этом состав вычитаемых расходов будет определяться самим налогоплательщиком (произведенные им денежные и материальные затраты, прямо или косвенно связанные с профессиональной и (или) коммерческой деятельностью).
В рамках реализации концепции создания в Российской Федерации международного финансового центра был внесен ряд изменений в Кодекс, направленных на оптимизацию порядка налогообложения доходов физических лиц от операций с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок. В Кодекс была включена новая редакция положений, регулирующих налогообложение операций физических лиц с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок, что позволило, в частности:
– уточнить перечень расходов и порядок исчисления налоговой базы физических лиц по таким операциям, в том числе по операциям с ценными бумагами и инвестиционными паями паевых инвестиционных фондов;
– расширить перечень финансовых инструментов срочных сделок, расходы по операциям с которыми принимаются для целей налогообложения доходов физических лиц, полученных от операций с финансовыми инструментами срочных сделок;
– расширить перечень операций с ценными бумагами, расходы по которым принимаются для целей налогообложения доходов физических лиц, полученных от операций с ценными бумагами (за счет операций РЕПО и займа ценными бумагами);
– сократить число групп доходов физических лиц от операций с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок, налоговая база по которым определяется отдельно;
– уточнить порядок налогообложения доходов физических лиц, полученных в виде материальной выгоды при совершении операций с ценными бумагами и инвестиционными паями паевых инвестиционных фондов;
– предусмотреть возможность переноса на будущие периоды убытков, полученных физическими лицами в результате совершения операций с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок, обращающимися на организованном рынке.
Таким образом, внесенные изменения не только исключают пробелы налогового законодательства в отношении определенных видов операций физических лиц, но и способствуют устранению неопределенности. Отмечаются тенденции к сокращению числа групп доходов физических лиц от операций с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок, налоговая база по которым определяется отдельно.
Статья опубликована в Евразийском юридическом журнале № 8 (87) 2015