Основные пути решения проблемы уклонения от уплаты налогов
В статье рассматривается одна из существенных слагаемых экономической преступности, коей является налоговая преступность, включающая, прежде всего, уклонение от налогообложения, которое в последние годы приобретает массовый характер и наиболее изощренные формы. уход от уплаты налогов в современной России достигает таких масштабов, которые наносят серьезный ущерб экономической безопасности государства. внимание, уделяемое налоговой преступности, обусловлено не столько ее масштабами, сколько тесной связью с другими преступлениями в экономической сфере. в условиях экономического кризиса отчетливо проявляется тенденция роста сокрытия налогоплательщиками прибыли (доходов), а также усиление воздействия криминального фактора на экономические отношения.
В любые времена государство всегда было заинтересовано в создании и соблюдении правомерности налоговых отношений между налогоплательщиками и налоговыми органами. Эта заинтересованность позволяла пополнять доходную часть бюджета во всех уровнях власти. За нарушение правил поведения при возникновении налоговых отношений государство установило определенные санкции.
В любом государстве финансовый механизм закрепляет определенные права и обязанности за субъектами налогового права, устанавливая требования по уплате установленных налоговым законодательством налогов и сборов. Следовательно, налогоплательщик обязан следовать этим предписаниям и четко соблюдать законодательство о налогах и сборах. Уклонение от уплаты налогов является тяжким экономическим преступлением. Ответственность за уклонение от уплаты налогов имеет социальное основание, которое состоит в необходимости охраны общественных отношений в налоговой сфере.
Нарушение налоговой дисциплины затрагивает публичные интересы государства. Механизм сокрытия и неуплаты налогов напрямую связан с психологическими особенностями человеческого разума: налогоплательщик подсознательно готов сокрыть доход, т.к. не считает нужным уплачивать государству законно установленные платежи.
Однако многие причины уклонения от уплаты налогов имеют внешний характер. Так, нарушения налогового законодательства зачастую возникают из-за высоких налоговых ставок и низкого уровня жизни населения Российской Федерации. Несение ответственности за правонарушения в сфере налоговых выплат, кроме статей Налогового кодекса Российской Федерации, при определенных обстоятельствах также предусматривается административным или уголовным законодательством РФ.
Очень важно при квалификации налогового нарушения установление причинной связи между совершенным правонарушением и негативными опасными для общества последствиями, которые возникли в результате правонарушения. Если причинную связь установить не удается, тогда становится невозможным привлечение к налоговой ответственности.
В объективной стороне налогового правонарушения определяют противоправные действия, если в них присутствуют действия или бездействие, содеянные в результате:
– действий налогового агента, плательщика налогов или других лиц;
– бездеятельности налогового агента, плательщика налогов или других лиц;
– наличия действий и бездействия – это противоправные действия со смешанной объективной стороной. К примеру, смешанным составом можно считать уплату не полностью или неуплату налога вследствие занижения налоговой базы, а также неверное начисление сумм налога, который нужно уплатить, когда перемещают товары через таможенную границу Российской Федерации; а также если индивидуальный предприниматель осуществляет деятельность, не зарегистрировавшись в налоговом органе.
1 января 2012 г. была дополнена глава 16 Налогового кодекса РФ, которой определяются виды налоговых правонарушений, а также ответственность за эти правонарушения; дополнения были внесены ст. 122.1, которая введена п. 35 ст. 1 Федерального закона № 321-Ф3 от 16 ноября 2011 г. «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с созданием консолидированной группы налогоплательщиков». Эта статья в качестве состава налогового правонарушения вводит факт сообщения участвующим в консолидированной группе налогоплательщиков неверных данных или несообщения данных ответственному налогоплательщику, что привело к неполной уплате или неуплате налога на прибыль предприятия ответственным участником. Подобные действия караются взысканием в виде штрафа в виде 20% от неуплаченной суммы налога.
В случае если подобные действия совершались лицом осознанно, то они квалифицируются как умышленные и караются штрафом в размере 40% от неуплаченной суммы налога. Для того чтобы наступила ответственность, нужно чтобы состав этого правонарушения был материальным, значение также имеют наступившие после этого последствия и объективная сторона этого правонарушения, выражающаяся в бездействии или действиях. Противоправные действия могут быть совершены как осознанно, так и по неосторожности, что касается субъективной стороны. А субъектом налогового правонарушения является участник консолидированной группы плательщиков налогов.
В последние годы на фоне общей тенденции по гуманизации уголовного законодательства в сфере экономики происходила и либерализация уголовной политики в области налогообложения. Наиболее существенным шагом в этом направлении стало принятие в 2009 г. Федерального закона 383-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации». В числе его новелл, прежде всего, нужно отметить то, что обязательным условием для отправки материалов налоговой проверки в следственные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела является наличие вступившего в силу решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (п. 3 ст. 32 НК РФ), при этом основанием для привлечения является установление факта нарушения решением налогового органа, вступившим в силу (п. 3 ст. 108 НК РФ).
На сегодняшний день уклонение от уплаты налогов является одним из самых распространенных и массовых правонарушений в Российской Федерации, так как оно сопряжено с построением отлично проработанных, высокоинтеллектуальных и законспирированных налоговых схем. В противовес тем, кто уклоняется от исполнения своего гражданского долга, современное российское государство повышает роль налоговых органов в правоотношениях с физическими лицами и организациями.
Кроме того, постоянно совершенствуются методики Федеральной налоговой службы по выявлению схем уклонения от уплаты налогов. Те налоговые инициативы, которые в последнее время проявляет Федеральная налоговая служба России, явно свидетельствуют об активизации борьбы налоговых органов с криминальными налоговыми схемами.
В связи с этим особую значимость приобретают меры, предпринимаемые государством для предотвращения налогового законодательства. Существует несколько способов борьбы с уклонением от уплаты налогов:
– совершенствование нормативно-правовой базы, дающее возможность закрыть вполне законные пути, используемые для уклонения от уплаты налогов;
– ужесточение санкций против нарушителей налогового законодательства;
– формирование современного комплекса организационных и правовых мер по предупреждению, контролю и пресечению ухода от налогообложения.
Финансовую безопасность можно обеспечить, создав определенные условия для работы финансовой системы, благодаря которым не будет возможности для незаконного использования финансовых средств, направления их и использования в незаконных областях. Организация экономических отношений должна обеспечивать накопление финансовых средств государства в таких размерах, которые позволят государству исполнять должным образом возложенные на него обязательства и стоящие перед ним задачи. Такие явления, как нестабильная финансовая система, плохо развитая инфраструктура рынка ценных бумаг, большой внутренний и внешний долг, неэффективная бюджетная и налоговая системы, упадок в сфере инвестиций, разбалансированное развитие макроэкономики и ее низкие показатели, являются большими рисками и угрожают финансовой безопасности страны.
Статья опубликована в Евразийском юридическом журнале № 8 (87) 2015