Политика импортозамещения как залог экономической и национальной безопасности страны
В статье раскрывается проблематика сырьевой направленности российской экономики и зависимости от импортных товаров. Особое внимание уделяется политике импортозамещения и ее значению для экономики страны. Приводятся убедительные аргументы, что развитие национального производства – залог экономической и национальной безопасности страны.
Импортозамещение как составляющая экономической политики государства представляет собой систему мероприятий, направленных на достижение экономикой данной страны определенных преимуществ в виде защиты национального рынка от конкуренции иностранных товаров и роста доли национальных товаров, поступающих во внутреннее потребление и на внешний рынок. Достижение этой цели базируется на проведении соответствующей внешней (таможенной) и внутренней (структурной, промышленной, налоговой, финансовой, инвестиционной, инновационной) экономической политики.
Но прежде чем говорить о перспективах импортозамещения, необходимо понять, насколько на сегодняшний день наша экономика зависит от импортных товаров. Как быстро мы превратились из экспортирующей страны в импортирующую страну. Население остро ощутило эту зависимость, когда из-за повышения курса доллара резко возросли цены на продукты. Из-за введенных санкций в нашей стране резко сократился импорт, что наглядно видно на диаграмме (см. рис 1), и у нас появилась возможность активизировать свои внутренние резервы для замещения или полного вытеснения импортных товаров. Но на данный момент РФ не способна в полной мере избежать дефицита, но это лишь потому, что у нас отсутствует свое производство и нам необходимо развивать некоторые отрасли с самого начала.
Политика импортозамещения – это политика государства по вытеснению или замещению импортных товаров на отечественном рынке. Эта политика проводится в целях повышения экономической и национальной безопасности страны. Данная политика включает два направления:
- Введение импортных протекционистских барьеров в отношении тех отраслей национальной экономики, которые предполагается защитить от иностранной конкуренции и создать им более благоприятные условия для развития.
- Использование прямых и косвенных субсидий для отраслей национального производства, выпускающих конкурирующую с импортом продукцию, с тем чтобы повысить конкурентоспособность национальных товаров на внутреннем рынке и сократить импорт.
Зачастую эти направления применяются совместно. Так, к примеру, государство в целях развития отрасли машиностроения может повысить таможенные пошлины на ввоз иностранных машин и оборудования на 20 %, для стимулирования уменьшения импорта иностранных машин и оборудования, и одновременно установить льготное налогообложения на какой-то период времени для отрасли машиностроения или льготные тарифы на энергоносители для предприятий, производящих отечественные машины и оборудование. Это позволит снизить издержки отечественных товаропроизводителей и позволит им успешнее бороться с иностранной конкуренцией на внутреннем рынке. Обычно импортозамещающая политика постепенно сворачивается по мере активного роста и укрепления внутреннего производства.
Роль политики импортозамещения в системе обеспечения экономической безопасности страны характеризуются двояко с учетом неоднозначности влияния импорта на национальную экономику.
Отсюда следует, что основными целями политики импортозамещения являются:
- повышение конкурентоспособности национальной экономики;
- улучшение международной производственной специализации национальной экономики;
- защиту и стимулирование развития собственного производства;
- стратегическое ущемление интересов и позиции страны-экспортера;
- обеспечение беспрепятственного получения иностранного сырья, материалов, комплектующих изделий и технологического оборудования и т. д.
В практике современной России к инструментам реализации импортозамещающей политики можно отнести: введение высоких (запретительных по сути) пошлин; формирование списка товаров, запрещенных к ввозу: квотирование; лицензирование; административное и экономическое стимулирование организации совместного производства и др.
Следует отметить, что политика «запрета импорта» как один из инструментов обеспечения защиты национальной безопасности имеет давнюю историю. К примеру, еще в XIII в. в Англии использовались временные запрещения ввоза ряда изделий: шелковых тканей, кружев, лент, шляп, посуды, обуви, оружия и т. д. В эпоху меркантилизма (XVII-XVIII вв.) усиленное стремление к созданию собственного производства обусловливало ограничение и/или полный запрет ввоза ряда товаров, по которым предполагалось создание национальных отраслей промышленности (например, в Пруссии). Но эти запреты легко обходились как путем широкого распространения контрабанды, так и путем отдельных лицензий, получение которых сопровождалось развитием коррупционных отношений.
Широкое применение запретительных мер в России началось с конца XVIII в.: появление каждой новой мануфактуры становилось поводом для удаления того или иного иностранного товара с внутреннего рынка. Однако укрепление конкурентоспособности отечественного производства дало свои результаты. Если в 1821 г. был запрещен импорт 167 товаров, то уже в 1867 г. остались только руда и соль.
В период социалистического хозяйствования сложно было говорить о какой-либо импортной политике, так как государство выступало монополистом во внешнеторговой сфере, внешнеэкономические связи осуществлялись под давлением соображений большой политики, а таможенный тариф в условиях планового ценообразования носил формальный характер.
В первые постсоветские годы в торговой политике России превалировала задача не защиты национального производителя, а наполнения внутреннего рынка. Впоследствии (а точнее, с 1993 г. – года подачи заявки на вступление России в ВТО) и внешнеторговая, и таможенная политика осуществлялась в контексте нормативно-законодательных актов, содержание которых так или иначе адаптировалось к требованиям ВТО, что зачастую ухудшало конкурентные позиции российских предприятий и не способствовало улучшению позиций страны в международной специализации.
Институциональная защита отечественного производителя в России в пореформенный период формировалась следующим образом: 1998 г. – принятие Федерального закона от 14.04.1998 № 63-ФЗ «О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами»; 2003 г. – принятие Федерального закона от 08.12.2003 № 165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» (с изм. и доп. 2006 г.). Кроме того, была создана комиссия Правительства РФ по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике. В 2000-2007 гг. были проведены расследования по 35 товарам и товарным группам, по ряду товаров были выявлены и подтверждены факты нанесения ущерба национальным производителям.
Внешнеторговая сфера оказывает как положительное, так и отрицательное влияние на состояние российской экономики в целом: за счет экспорта сырья и энергоресурсов формируются средства для импорта продовольствия и дешевых потребительских товаров. Импорт вытесняет с рынка продукцию национальных производителей, многие из которых вынуждены сворачивать свое производство.
Таким образом, преобладание до настоящего времени в России производства продукции первичной стадии обработки как наиболее энергоемкого и в результате – высокая степень зависимости экспорта от конъюнктуры мировых рынков сырья – подтверждают стратегическую неконкурентоспособность отечественной экономики.
Существующее положение России на мировых товарных рынках не дает оснований для оптимизма в отношении того, что в ближайшем будущем удастся нарастить объемы производства и экспорта наукоемкой продукции и тем более диверсифицировать его структуру. Для этого необходим реальный переход на инновационную модель развития экономики, который, по мнению аналитиков, потребует около двух десятилетий.
Следовательно, товарная структура импорта России на современном этапе должна включать, прежде всего, различное технологическое оборудование, патенты, лицензии, ноу- хау и т. д. Этой товарной группе должны быть обеспечены преференциальные условия доступа на внутренний рынок.
Статья опубликована в Евразийском юридическом журнале № 10 (89) 2015
СЕВОСТЬЯНОВА Наталья Сергеевна – преподаватель кафедры экономика и менеджмента Московского технологического института, филиал в г. Оренбурге.