Правовые проблемы развития малого предпринимательства в современном Таджикистане
В статье рассматриваются правовые проблемы развития малого предпринимательства в Республике Таджикистан. Рассматриваются также некоторые вопросы содержания правовых норм, регулирующих осуществление малого предпринимательства, и в некоторых аспектах приводится сравнительный вывод реализации нормативных правовых актов.
Малое предпринимательство в странах с развитыми рыночными отношениями является важнейшим регулятором экономики, поскольку способствует созданию конкурентной среды, а также надежным социальным фундаментом, поскольку в значительной степени обеспечивает воспроизводство среднего класса общества. Малое предпринимательство является основополагающим звеном, от состояния и уровня развития которого зависит обеспечение устойчивого экономического роста государства. Наряду с другими государствами бывшего Советского Союза в Таджикистане в течение семидесяти лет применялась командно-административная система в экономике. В 1991 г. Таджикистан объявил о независимости и провозгласил себя страной, стремящейся к созданию рыночной экономики. Однако реформирование национальной экономики Таджикистана затруднялось в связи с политической и экономической нестабильностью.
С принятием Конституции Республики Таджикистан (6 ноября 1994 г.) были закреплены конституционные основы – гарантии развития предпринимательской деятельности. В ст. 12 Конституции Республики Таджикистан закреплено: «Государство гарантирует свободу экономической и предпринимательской деятельности, равноправие и правовую защиту всех форм собственности, в том числе частной». Вместе с этим были заложены правовые основы развития малого предпринимательства.
Развитие малого предпринимательства создает основу стабильного гражданского общества, от его развития зависит уровень благосостояния населения, что имеет немаловажное значение для Республики Таджикистан. Как известно, формирование правовой среды во всех странах решает многие проблемы, стоящие на пути развития предпринимательства, в частности индивидуального, малого предпринимательства, особенно в условиях острого финансового кризиса и конкуренции на рынке. Для Республики Таджикистан в этих условиях такое формирование является особенно целесообразным и необходимым.
Правовое регулирование малого предпринимательства в Республики Таджикистан охватывает ряд нормативно-правовых актов, законов, в которых закреплены нормы для свободного осуществления предпринимательской деятельности. Так, как предусматривается в Законе Республики Таджикистан № 1107 от 26 июля 2014 г. «О государственной защите и поддержке предпринимательства», закон регулирует общественные отношения, связанные с государственной защитой, поддержкой и развитием предпринимательства в Республике Таджикистан, и обеспечивает государственную гарантию деятельности субъектов предпринимательства.
В сравнении с нормами предыдущего закона Таджикистан № 605 от 10 апреля 2002 г. «О государственной защите и поддержке предпринимательства в Республике Таджикистан», хотя закон определял общие положения государственной защиты, поддержки и свободного развития предпринимательства в Республике Таджикистан, устанавливал формы и методы государственного стимулирования и регулирования деятельности субъектов предпринимательства, отсутствовало само определение малого предпринимательства.
Более того, в Законе Республики Таджикистан № 508 от 19 мая 2009 г. «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» регламентируются деятельность предпринимателей, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. На этой основе следует отметить, что, возможно, на законодательном уровне малому предпринимательству в стране уделяется малое внимание.
Ныне определение «малое предпринимательство» находит свое место в Законе Республики Таджикистан № 1107 от 2014 г. «О государственной защите и поддержке предпринимательства». В п. 3 ст. 5 Закона устанавливается, что к субъектам малого предпринимательства относятся индивидуальные предприниматели и юридические лица, валовой доход которых в год составляет до 500000 (пятисот тысяч) сомони, эквивалентно к $58800, что равно примерно $4900 за один месяц. Конечно, такой подход к критериям малого предпринимательства по этим нормам, думается, не под силу субъектам этого вида предпринимательства.
Следует отметить, что нынешнее развитие малого предпринимательства, индивидуальной предпринимательской деятельности в Таджикистане соответствует закрепленным конституционным принципам. Действующее законодательство для прогрессивного развития малого предпринимательства, индивидуальной предпринимательской деятельности в стране, считается, сформулировано не полностью. Нынешнее правовое регулирование малой предпринимательской деятельности требует принятия конкретных законов, правовых актов, базирующихся на современной теории и сравнительноправовом анализе.
Так, например, в Российской Федерации в соответствии с законодательством предусматриваются критерии определения малого предпринимательства, и для развития сферы этого вида предпринимательства предусмотрены все правовые основы, отвечающие конституционным нормам. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (в ред. от 29.06.2015 № 156-ФЗ) регулирует отношения, возникающие между юридическими лицами, физическими лицами, органами государственной власти, органами местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства, определяет понятия субъектов малого и среднего предпринимательства, инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, виды и формы такой поддержки.
Как отмечается, в этой сфере опыт России могла бы перенять и Республика Таджикистан, что позволило бы ей создать более благоприятные условия для развития индивидуальной предпринимательской деятельности, малого предпринимательства в целом. Малое предпринимательство – это активная, инициативная, самостоятельная, инновационная, в значительной мере рискованная деятельность, направленная на получение прибыли, как финансового результата, а следовательно, на удовлетворение потребностей потребителей товаров и услуг в условиях осуществления рыночных реформ.
Практика деятельности малого предпринимательства свидетельствует, что на пути развития этой деятельности имеются многочисленные административные барьеры, включая: сложное законодательство непрямого действия, наличие различных подзаконных актов, противоречия между законодательством на государственном и местном уровнях, высокую степень инспектирования и контроля без предварительного оповещения субъектов предпринимательства, большое количество различной отчетности и множество контролирующих органов на разных уровнях хозяйствования.
В настоящее время малое предпринимательство является активно развивающимся сектором в экономике иностранных государств, особенно стран СНГ. Анализ практики становления сектора предпринимательства показывает, что в большинстве стран происходит переход от начального этапа к этапу развертывания и развития. На данном этапе основное значение имеет активизация интеграции инвестиционной, производственной и инновационной деятельности субъектов предпринимательства, направленной на повышение эффективности и конкурентоспособности.
Формирование гражданского общества в Республике Таджикистан возможно лишь при условии существования правовых норм, способствующих его развитию.
Таким образом, необходимо создание на государственном уровне правовых, социально-экономических, финансовых и организационных условий для формирования частного сектора экономики страны, развитой инфраструктуры предпринимательства, в частности индивидуальной предпринимательской деятельности, малого предпринимательства.
САТТОРОВА Нигорахон Мураджановна – преподаватель кафедры коммерции и права Института экономики и торговли Таджикского государственного университета коммерции.
Статья опубликована в Евразийском юридическом журнале № 2 (93) 2016