Проблемы налогового регулирования малого бизнеса в России
В статье рассматриваются основные проблемы налогового регулирования в России (чрезмерная совокупная налоговая нагрузка, неудовлетворительное налоговое администрирование и др.) в контексте развития малого бизнеса, которые тормозят его развитие, что негативно влияет на экономическую действительность и потенциал России. Подробно анализируется эффективность «специальных налоговых режимов» как одного из инструментов налоговых органов по стимулированию «прогресса» малого бизнеса помимо налоговых льгот, налоговых каникул и преференций. Доказано, что имплементация подобных льготных режимов упростила администрирование деятельности по уплате налогов для субъектов малого предпринимательства, однако в части налогового регулирования малого бизнеса остается большое количество проблем, которые необходимо решать.
Страны с развитой экономикой характеризуются высоким уровнем развития условий для обеспечения перспективного развития субъектов малого предпринимательства, где они играют весомую роль в развитии экономической системы государств в целом. Так, в соответствии с опытом развитых стран сектор субъектов малого предпринимательства обеспечивает занятость более чем 2/3 экономически активного населения, отчасти решая тем самым проблемы занятости населения, поддерживает конкурентную среду в экономике и способствует более активному внедрению инновационных технологий.
Характерные для малых предприятий гибкость, динамичность и способность к адаптации к технологическим изменениям обусловливают его быструю реакцию на конъюнктурные изменения и способность в более полной мере удовлетворять индивидуальные потребности со стороны заказчиков.
Однако сам факт существования и дальнейшее устойчивое развитие малого предпринимательства не представляется возможным в отсутствие его государственной поддержки, которая выражается в разработке, внедрении и активном применении программ поддержки и содействия развитию субъектов малого предпринимательства, формирующиеся, в частности, посредством применения мер налоговой политики в целях стимулирования его развития.
В Российской Федерации в последние годы малый бизнес находится в стадии опережающего развития. В то же время субъекты малого предпринимательства в настоящее время не имеют ключевой роли в вопросах развития национальной экономики России. Так, статистические данные показывают, что доля малых предприятий в совокупном производстве товаров и услуг предприятиями страны достигает уровня 10 %, а объем их инвестиций в основной капитал находится на уровне 3,4 % от общего объема. Показатель распространения субъектов малого предпринимательства находится на уроне 72 зарегистрированных малых предприятия на 10 тыс. чел. населения страны, а экономический рост малых предприятий едва достигает уровня двузначных показателей.
Экономический потенциал и роль малого предпринимательства в России остаются не вполне раскрытыми, что объясняется, по крайней мере, двумя факторами: отсутствует адекватная нормативно-правовая среда, обеспечивающая надежность юридических гарантий прав субъектов малого предпринимательства; меры государственной поддержки субъектов малого предпринимательства представляются недостаточными или неэффективными.
Развитые страны отводят значительную роль малому предпринимательству в вопросах создания инновационных технологий, научных разработках и их практическом внедрении в технологические процессы, формировании атмосферы рыночной конкуренции и повышении качества товаров и услуг при быстрой окупаемости инвестиционных вложений. Повсеместно признанным, при этом, является тот факт, что государственная административная и финансовая поддержка необходима субъектам малого предпринимательства на всех этапах осуществления его деятельности, причем особенно важной она представляется в период начала и разворачивания предпринимательской деятельности. В этой связи, учитывая значимость вопросов налогообложения для малых предприятий, выработка системы эффективных мер поддержки малого предпринимательства со стороны государства, включающей адекватные налоговые механизмы, представляется одной из основных задач государственной политики в сфере налогообложения. Особую актуальность эта задача приобретает в случае реализации в условиях национальных экономик кризисных явлений и повышении значимости вопросов занятости населения.
В области налогового регулирования существует множество «узких» мест. Весьма острой проблемой в настоящее
Таблица 1 – Динамика доходов консолидированного бюджета РФ и бюджета Государственного внебюджетного фонда РФ за 2012-2014 гг., млн руб.
Показатель |
2012 |
2013 |
2014 |
Налог на прибыль организаций |
2355,70 |
2071,89 |
2374,66 |
НДФЛ |
2261,48 |
2499,05 |
2700,72 |
Страховые взносы на ОПС |
4103,73 |
4436,19 |
4755,08 |
НДС на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ |
1886,45 |
1868,50 |
2188,27 |
НДС на товары, ввозимые на территорию РФ |
1659,69 |
1670,94 |
1751,39 |
Акцизы |
783,64 |
9 52, 47 |
1000,01 |
Налоги на совокупный доход |
271,29 |
2 92, 80 |
315,05 |
Налоги на имущество |
785,49 |
9 00, 73 |
957,49 |
НДПИ |
2459,40 |
2575,78 |
2904,85 |
Таможенные пошлины |
4099,78 |
4057,92 |
4637,63 |
Прочие |
2768,50 |
2756,12 |
2785,91 |
Всего доходов |
23 435,10 |
24082,39 |
26 371,06 |
время является то, что установленные государством уровни налоговой нагрузки не соответствуют реальным доходам предприятий малого бизнеса, что фактически отрицательно сказывается на динамике роста их производства. Кроме того, зачастую возможность применения льгот варьируется в зависимости от отрасли экономики, а сложная система администрирования налоговых платежей приводит к необходимости повышения расходов малых предприятий на ведение бухгалтерской и налоговой отчетности и представления ее в контролирующие органы. В дополнение к сказанному, характерные периодические изменения налогового законодательства привносят элементы непредсказуемости налогового режима, зачастую носят противоречивый характер и представляются дополнительным барьером к развитию. Совокупность перечисленных негативных факторов приводит к неизбежности ухода ряда предприятий малого бизнеса в теневой сектор экономики, что не только сдерживает развитие малого предпринимательства в России, но и приводит к ухудшению макроэкономической ситуации в стране.
Кратко налоговое администрирование можно определить как установленную законом, практикой или обычаями систему управления налоговым процессом со стороны государства и его органов. Соответственно, в контексте регулирования малого бизнеса область применения данного термина сужается до масштабов малого предпринимательства.
По своей структуре и принципам налоговая система, сложившаяся еще в 1990-х годах, хоть и соответствует общепринятым системам в мировой практике, но, тем не менее, недостаточно эффективна и требует значительных преобразований. В связи с этим в настоящее время происходит реформирование всей российской системы налогового законодательства, являющегося ключевым инструментом реализации налоговой политики государства. Процесс реформирования направлен на развитие как отдельных сфер экономики, так и в целом на развитие предпринимательской активности граждан. Однако осуществляемые налоговые преобразования не всегда обеспечивают желаемый эффект.
В Налоговом кодексе Российской Федерации понятия «малый и средний бизнес» не существует, соответственно, и не существует на законодательном уровне особого подхода к налогообложению данных направлении’ предпринимательства. Однако в НК РФ выделены специальные режимы налогообложения, которые при соблюдении определенных условии’ могут быть применены субъектами малого и среднего бизнеса. Налоговое регулирование в предпринимательстве осуществляется, в основном, с помощью применения налоговых льгот, налоговых каникул и преференций. В настоящее время налоговая система РФ предоставляет малому бизнесу и индивидуальным предпринимателям, в зависимости от масштаба и видов осуществляемой ими деятельности, на выбор один из следующих «льготных» вариантов налогообложения, которые описаны в разделе VIII Налогового Кодекса РФ «Специальные налоговые режимы»:
- Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (ЕСХН);
- Упрощенная система налогообложения (УСН);
- Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД);
- Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;
- Система налогообложения в виде патента.
В течение 2012-2014 гг. налоговые поступления от специальных налоговых режимов имеют положительную тенденцию (Таблица 1). В 2013 г. доходы бюджетов от специальных налоговых режимов увеличились на 7,93 % (21,51 млн руб.) и составили 292,80 млн руб. В 2014 г. прирост достиг 7,6 % (22,25 млн руб.), в результате налоговые поступления составили 315,05 млн руб.
В 2013 г. по большинству показателей налоговых поступлении’ от субъектов малого бизнеса, применяющих льготные режимы налогообложения по Российской Федерации, наблюдается рост (Таблица 2). По некоторым показателям произошли отрицательные изменения. Так, по ЕНВД поступления в 2013 г. сократились на 5,22 % и составили 74 471 377 руб.
Наибольшие поступления приходятся на упрощенную систему налогообложения от 69,51 % в 2012 г. до 73,01 % в 2014 г. ЕНВД занимает вторую позицию: в 2012 г. – 28,93 %, в 2013 г. – 25,43 %, в 2014 г. – 24,40 %.
Таблица 2 – Динамика налоговых поступлений по специальным налоговым режимам в консолидированный бюджет РФ за 2012 – 2014 гг., руб.
Показатели |
2012 |
2013 |
2014 |
Налог, взимаемый в связи с применением УСН |
188 810 206 |
212 287 077 |
229 316 372 |
В том числе: налог, взимаемый с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы |
133 147 708 |
150 266 493 |
162 473 540 |
налог, взимаемый с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов |
40 408 498 |
45 519 147 |
48 680 303 |
Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности |
78 574 191 |
74 471 377 |
76 630 841 |
Единый сельскохозяйственный налог |
3 835 402 |
4 041 212 |
4 712 899 |
Налог, взимаемый в связи с применением патентной системы налогообложения |
– |
1 946 761 |
3 432 584 |
Налог, взимаемый в виде стоимости патента в связи с применением УСН |
415347 |
60 252 |
-268 |
Таким образом, использование режимов ЕСХН, УСН, ЕНВД, Системы налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции и Системы налогообложения в виде патента предусматривает замену ряда налогов единым налогом, что, очевидно, предполагает упрощение администрирования деятельности по уплате налогов для субъектов малого предпринимательства.
Существующая система налогового администрирования субъектов малого предпринимательства на современном этапе развития экономики России не отвечает целям и задачам, связанным с переходом к инновационному пути развития. В этой связи совершенствование мер государственной поддержки предприятий малого бизнеса России и развитие механизмов адекватного и эффективного регулирования в сфере налогообложения позволит обеспечить стимулирование количественного и качественного роста малых предприятий, повышая рентабельность их деятельности и создавая предпосылки для увеличения объемов инвестиций в экономику России. Последнее, в свою очередь, будет способствовать росту налоговых и иных поступлений в федеральный и региональные бюджеты, содействуя решению задач социального характера.
Статья опубликована в Евразийском юридическом журнале № 2 (93) 2016