Борьба с экономической преступностью в Республике Крым
В статье определены особенности и тенденции борьбы с экономической преступностью в Республике Крым. Предложены комплексные мероприятия, направленные на противодействия экономической преступности на уровне региона.
Постановка проблемы. В условиях образования нового субъекта Российской Федерации, Республики Крым, происходит становление и развитие эффективной системы целостного контроля со стороны правоохранительных органов власти. Значительное внимание уделяется борьбе с экономической преступностью, как со стороны правоохранительных органов власти, так и финансовых органов власти. Это способствует предупреждению и предотвращению экономической преступности в регионе, созданию эффективной системы контроля за движением финансовых ресурсов на субфедеральном уровне.
При этом существуют значительные проблемы, связанные со своевременностью и эффективностью раскрытия экономической преступности в регионе, выявления фактов коррупционной направленности, нецелевого и неэффективного использования бюджетных средств. Это способствует недофинансированию государственных целевых программ, снижает социальные стандарты уровня жизни населения в регионе, не способствует развитию экономики региона. Проблемам борьбы с экономической преступностью посвящены работы таких учёных, как: В. И. Авдийский, В. А. Дадалко, А. К. Бекряшев, Н. Н. Калькова, Г. А. Кисунько, Ю. В. Латов, С. Н. Ковалев.
Постановка задачи. При этом в их трудах затрагиваются отдельные аспекты борьбы с экономической преступностью в
России в разрезе субъектов федерации, не раскрываются особенности и тенденции противодействия экономической преступности в Республики Крым в условиях её вхождения в состав Российской Федерации.
Целью статьи является анализ особенностей борьбы с экономической преступностью на уровне Республики Крым, разработка практических рекомендаций по её предотвращению на уровне региона.
Результаты. Борьба с экономической преступностью является приоритетной задачей развития любого правового государства. В условиях вхождения Республики Крым в состав Российской Федерации происходит усиления борьбы с экономической преступностью в регионе, что способствует нормализации общей экономической ситуации в стране.
Борьба с экономической преступностью выступает основой нормального функционирования государства, способствует увеличению финансирования социально и экономически важных бюджетных программ, повышает доверие граждан к правовым институтам государства. Именно борьба с экономической преступностью способствует увеличению доходной части бюджетов различных уровней, нормализует и активизирует предпринимательскую деятельность, способствует целевому использованию бюджетных средств. Это достигается, в первую, очередь благодаря превентивным мероприятиям сотрудников органов внутренних дел.
В сфере экономической преступности наибольший удельный вес за исследуемый период 2014-2015 годов по Республики Крым приходился на: незаконное предпринимательство, коммерческий подкуп, изготовление, хранение и сбыт поддельных денег или ценных бумаг, получение и дача взяток, кражи, грабежи, разбои, вымогательство, присвоение или растра в сфере экономической деятельности (рис. 1).
Из рисунка 1 видно, что наибольший удельный вес в сфере экономической преступности за исследуемый период 20142015 годов приходилось на кражи. Уровень раскрываемости при этом имел тенденцию к увеличению с 12607 случаев в 2014 году до 15237 случаев в 2015 году. На втором месте за исследуемый период приходились грабежи, причем наблюдалась тенденция к увеличению раскрытия преступности по Республики с 1019 в 2014 году до 1037 в 2015 году.
Так, в январе-сентябре 2015 года зарегистрировано 1750,4 тыс. преступлений, или на 6,9% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Рост регистрируемых преступлений отмечен в 69 субъектах Российской Федерации, снижение – в 14 субъектах. По сравнению с январем – сентябрем 2014 года на 3,3% возросло число преступлений экономической направленности, выявленных правоохранительными органами. Всего выявлено 96,7 тыс. преступлений данной категории, удельный вес этих преступлений в общем числе зарегистрированных составил 5,5%.
При этом в Республике Крым за рассматриваемый период 2014-2015 годов наблюдалась тенденция к увеличению раскрытия преступлений экономической направленности. В 2014 годы в целом по Республики Крым было выявлено 353 преступления экономической направленности, в 2015 году 738. В 2015 году раскрытие преступлений увеличилось на 385 по сравнению с 2014 годом или на 48%.
Борьба с экономической преступностью по Республики Крым способствовала выявлению 30 фактов получения взятки в 2014 году, причем наблюдалась тенденция к росту раскрытия преступности в этой сфере в 2015 году до 82 случаев. По статье вымогательство в 2014 году выявлено правоохранительными органами 10 случаев, при этом наблюдалась тенденция к росту раскрываемости в 2015 году до 14 случаев. По статье незаконное предпринимательство в 2014 году установлен 1 факт по Республики Крым, а в 2015 году уже 5 фактов. При этом и по остальным экономически направленным статьям наблюдалось увеличения раскрытия преступлений за исследуемый период 2014-2015 годов в условиях нахождения Республики Крым в составе Российской Федерации.
Увеличению раскрываемости в сфере экономической деятельности за исследуемый период 2014-2015 годов способствует эффективность проводимых мероприятий сотрудников органов внутренних дел. Эффективность российского законодательства позволяет своевременно и реагировать на проявления фактов экономической преступности в регионе. Раскрытию преступлений экономической направленности сотрудниками органов внутренних дел способствует соответствующие финансовое и материальное обеспечение, перспектива продвижения по службе в условиях российских реалий общественной жизни.
Значительное внимание в процессе борьбы с экономической преступностью оказывает предотвращение коррупционной деятельности сотрудников органов внутренних дел. По данным Министерства внутренних дел Республики Крым в 2014 году сотрудниками полиции выявлено 350 случаев коррупционной и экономической направленности. В 2015 году – 733 случая, то есть раскрываемость увеличилась по Республике на 383 случая.
Среди сотрудников органов внутренних дел по Республики Крым в 2014 году выявлено 152 случая преступности экономической направленности, в 2015 раскрываемость увеличилась до 247 случаев. Лидирующие позиции по раскрытию экономической преступности среди сотрудников органов внутренних дел занимали города Симферополь, Ялта, Евпатория, Джанкой, Феодосия, а также, Ленинский, Черноморский, Нижнегорский, Советский районы. Наибольшая доля преступлений среди сотрудников органов внутренних дел за исследуемый период 2014-2015 годов установлено при получении взяток – 78,9%.
Проведенные исследования показывают, что борьба с экономической преступностью в Республики Крым является приоритетной задачей как со стороны правоохранительных органов власти, так и муниципальных. Совместная работа органов власти в Республики Крым способствует предотвращению экономической преступности, выработки превентивных мероприятий, направленных на сокращение неэффективного использования бюджетных средств на субфедеральном уровне.
При этом на уровне субъекта Российской Федерации Республики Крым остаются значительное количество проблем, связанных с борьбой с экономической преступностью. Нецелевое использование бюджетных средств, коррупция, незаконное предпринимательство, мошенничество, правонарушения в сфере управления государственной и муниципальной собственностью не способствуют эффективному развитию экономики региона, препятствуют обоснованному и рациональному распределению бюджетных средств для финансирования социальных и экономических программ на субфедеральном уровне.
Выводы. Борьба с экономической преступностью на уровне региона должна носить комплексный характер. Это должно предусматривать:
- совершенствование законодательства, регулирующего систему экономических правоотношений;
- повышение эффективности работы правоохранительных органов по раскрытию экономической преступности в регионе;
- создание рациональной системы контроля со стороны правоохранительных органов власти, препятствующей неэффективному использованием бюджетных средств, качественному предоставлению социальных услуг населению на уровне региона;
- активизацию работы муниципальных и правоохранительных органов власти по предотвращению экономической преступности на субфедеральном уровне;
- усиление ответственности для региональных и субрегиональных органов власти, субъектов предпринимательской деятельности за реализацию экономических операций на субфедеральном уровне;
- создание эффективной системы контроля над формированием и использованием финансовых ресурсов на уровне крупных государственных предприятий (корпораций), предотвращения нецелевого использования средств на уровне министерств, ведомств, бюджетных учреждений.
В процессе борьбы с экономической преступностью очень важным является решение следующих проблем. Во-первых, необходимо постоянное совершенствование методов и подходов в борьбе с экономической преступностью в регионе, в условиях определенной экономической свободы субъектов предпринимательской деятельности. Во-вторых, повышение уровня и качества взаимодействия государственных и правоохранительных структур в борьбе с экономическими преступлениями на уровне региона. В-третьих, повышение материальной обеспеченности сотрудников органов внутренних дел, их квалификационных характеристик при борьбе с экономической преступностью на региональном и внутрирегиональном уровнях.