Бюджетный потенциал как один из факторов формирования финансового потенциала региона
В статье рассматривается значение бюджетного потенциала в формировании финансового потенциала региона. Рассмотрена структура бюджетного потенциала, выявлены основные направления его формирования и регулирования.
Развитие региона и решение таких задач, как обеспечение определенного уровня жизни населения, формирование потенциальных возможностей для использования имеющихся ресурсов, природно-ресурсного и экологического потенциала, обеспечение стабильности общественно-политической и национально-этнической ситуации, возможно только при условии наличия в распоряжении региона достаточного объема финансовых ресурсов. Одним из показателей, позволяющих количественно оценить финансовую самостоятельность региона, можно считать его финансовый потенциал.
В наших исследованиях мы подробно рассмотрели формирование финансового потенциала региона и влияние на него таких элементов как бюджетный, налоговый, страховой и инвестиционный1. Остановимся на наиболее значимом для его формирования бюджетном потенциале.
Важным инструментом государственного регулирования экономической и социальной сферы, центральным звеном финансовой системы региона выступает бюджет региона. При этом состояние бюджета является важным индикатором состояния экономики. Оно отражает финансовое состояние хозяйствующих субъектов, показывает, соответствует ли размер централизуемых финансовых ресурсов региона объему его потребностей. Перспективы развития экономики региона в значительной степени зависят от способности региона самостоятельно финансировать свою деятельность, от состояния его бюджетной системы.
Эффективность функционирования бюджетной системы и бюджетной политики в существенной степени зависит от бюджетного потенциала, то есть способности бюджетного механизма аккумулировать в руках государства финансовые ресурсы. Под бюджетным потенциалом понимают также максимально возможные расходы, которые может позволить себе бюджет, исходя из доходных поступлений. В Бюджетном кодексе РФ (ст.131 п.6) бюджетный потенциал рассматривается с точки зрения бюджетной обеспеченности. Уровень бюджетной обеспеченности определяется соотношением между расчетными налоговыми доходами на одного жителя, которые могут быть получены консолидированным бюджетом субъекта Российской Федерации исходя из уровня развития, структуры экономики, налоговой базы (налогового потенциала), и аналогичными показателями в среднем по консолидированным бюджетам субъектов Российской Федерации с учетом структуры населения, социально-экономических, географических, климатических и иных объективных факторов и условий, влияющих на стоимость предоставления одного и того же объема государственных и муниципальных услуг в расчете на одного жителя.
З.С. Зенченко рассматривает бюджетный потенциал с точки зрения поступления налоговых платежей и эффективности их использования. Фактически под бюджетным потенциалом региона можно понимать сумму потенциалов всех действующих в данном регионе экономических субъектов с их доходами и расходами, что раскрывает свойство аддитивности бюджетного потенциала.
Н.М. Климова сращивает понятие «налоговый потенциал региона» с понятием «бюджетно-налоговый потенциал региона», рассматривая его как максимально достижимый объем бюджетно-налоговых поступлений, который может быть получен в рамках региона в сложившихся условиях хозяйствования.
В мировой финансовой практике под налоговым потенциалом принято понимать потенциальный бюджетный доход на душу населения, который может быть получен органами власти за определенный промежуток времени (обычно финансовый год) при использовании единых на всей территории страны условий налогообложения, то есть путем стандартизации налоговых баз и ставок. Выделяя из совокупности налогооблагаемых ресурсов или источников бюджетных доходов часть, относящуюся к бюджетной компетенции определенных органов власти, можно говорить о доходном (налоговом) потенциале бюджетов соответствующих уровней власти. Понятие налогового потенциала территории предполагает учет максимально возможного числа налогооблагаемых ресурсов данной территории.
Так, в структуре бюджетного потенциала региона Климова Н.М. выделяет:
- налоговые доходы субъекта РФ;
- неналоговые доходы субъекта РФ и безвозмездные поступления, за исключением субвенций;
- потенциал планируемых расходов субъекта РФ.
Условно величину бюджетного потенциала региона можно представить следующим образом:
БП= (НП+ нНП) – РП,
(1)
где БП- величина бюджетного потенциала;
НП – налоговый потенциал региона;
нНП – неналоговый потенциал региона;
РП – расходные обязательства региона.
Налоги являются основным инструментом, с помощью которого образуются государственные и муниципальные денежные фонды и, соответственно, создаются материальные условия для функционирования публичной власти.
Большую часть поступлений в региональные и местные бюджеты составляют отчисления от федеральных налогов, удельный вес которых в общей величине налоговых доходов достигает 80,5% (преимущественно отчисления налога на прибыль организаций и НДФЛ). На долю собственных региональных и местных налогов, таких как налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес, транспортный налог, налог на имущество физических лиц и земельный налог, приходится только 13,5% доходных поступлений. По данным Минфина России, более 40% налога на прибыль формируется на территории Москвы. Почти 60 % акцизов формируется на территории 15 субъектов РФ, где проживает 40,7% граждан России. НДПИ в основном формируется тоже на территории 15 субъектов РФ, при этом почти половина данного налога приходится на Тюменскую область.
В некоторых территориях значительная часть налоговых доходов местных бюджетов продолжает формироваться за счет отчислений от налога на доходы физических лиц. Согласно экспертным оценкам, в 2013 году поступление НДФЛ впервые превысило поступления от нефтегазовых доходов.
Соответственно, именно налоговый потенциал является определяющим в структуре бюджетного потенциала. Анализ налоговых поступлений в бюджетную систему региона в целях определения бюджетного потенциала необходимо во взаимосвязи с оценкой состояния и развития социально-экономического положения территории, крупнейших и бюджетообразующих плательщиков налогов с учетом влияния экономической и политической ситуации на их деятельность, налоговой политики, изменений законодательства о налогах и сборах, формирования модели поведения налогоплательщика.
Известен способ анализа региональной экономики через сопоставление конкурентных преимуществ. В данном случае оценка уровня развития территории производится на основе таких критериев, как доступ к ресурсам, географическое положение, квалификация рабочей силы, наличие и стоимость помещений, развитие региональной финансовой системы, политика местной администрации, качество жизни. Вместе с тем механическое использование этого опыта не представляется целесообразным, так как ориентация только на традиционные статистические показатели (уровень безработицы, производительность труда, объем промышленного производства и т.д.) без учета специфики их интерпретации не позволяет в полной мере отразить объективные особенности трансформирующейся экономики. Валовая добавленная стоимость, произведенная в регионе, является показателем доходов, наилучшим образом характеризующим уровень экономической активности в регионе. Однако модель налоговой системы, определяемая по критерию конкурентоспособности, недостаточно эффективна с точки зрения формирования и регулирования налогового потенциала, сбалансированности социально-экономического развития региона. Налоговое администрирование обеспечивает собираемость налогов. Оценка налогового потенциала для начисления налогов, в отличие от собранных в бюджет, позволяет не учитывать различия усилий регионов по сбору налогов. Соответственно, существенным факторов является повышение налогооблагаемой базы.
В соответствии с Основными направлениями деятельности Правительства РФ на период до 2018 года, утвержденного в 2015 году, предусмотрена разработка стратегии пространственного развития Российской Федерации как территориально-пространственной модели развития экономики, создающей предпосылки обеспечения межрегиональной интеграции. Подобный подход позволит целенаправленно работать в части повышения финансового потенциала региона с учетом всех преимуществ территорий. Естественно, меняются методы, модели и инструменты управления регионами.
Территориально – пространственная модель развития экономики регионов предполагает пересмотр структуры финансовой системы региона и изменения в бюджетно-налоговой политике.
Важно выяснить, какие условия регулирования бюджетного потенциала необходимо создать в условиях пространственной модели функционирования экономики региона. Специфика бюджетно-налоговой политики, определяющая формирование бюджетного потенциала региона, по нашему мнению, должна быть реализована в следующих направлениях:
- ограничение изменений в нормативно-правовом поле бюджетно-налогового законодательства, например, наложение моратория на увеличение налоговой нагрузки;
- обеспечение эффективного администрирования налогообложения (охват налогооблагаемой базы в полной мере, новые методы администрирования);
- создание условий для повышения налогооблагаемой базы (стимулирование инвестиционной деятельности на территории, концентрация налоговой системы на предоставлении преференций приоритетным видам деятельности, наиболее перспективным для территорий);
- проведение эффективной социальной политики в части финансирования расходов социального характера;
- целевая направленность расходов бюджетов, имеющих инвестиционный характер.
Как известно, на налоговый потенциал влияют уровень развития и темпы роста экономики региона, экономическая активность субъектов экономики. В условиях кризиса и нестабильности экономики налоговые механизмы особо значимы с точки зрения стимулирования активности. В сложившихся условиях увеличение налоговой нагрузки становится одним из механизмов сокращения экономической активности субъектов. Это и обусловило наложение Правительством РФ моратория на увеличение налоговой нагрузки.
Особое значение для регионального бюджета имеет развитие малого предпринимательства. Рост налогового потенциала в данной сфере возможен в двух направлениях:
- введение дополнительных стимулов;
- легализация такой категории физических лиц как самозанятое население. Самозанятое население – это физические лица, относящиеся к неформальному сектору экономики и представленные такими категориями, как занятые на индивидуальной основе и в домашнем хозяйстве.
В 2016 году для индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных в первый раз, предоставляются налоговые каникулы по упрощенной и патентной системам налогообложения. Субъектам Российской Федерации предоставлено право снижать налоговую ставку по упрощенной системе налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов с 6 до 1 процента для отдельных видов предпринимательской деятельности и категорий налогоплательщиков с предоставлением субъектам Российской Федерации необходимых средств для компенсации выпадающих доходов бюджетов.
Налоговое администрирование данного сектора экономики, по нашему мнению, также проводится не в полной мере. Однако в 2016 году законодательно наложен запрет на проведение проверок субъектов малого бизнеса на три года. Считаем, что данные мере послужат стимулом для легализации неформального сектора экономики.
Есть также виды деятельности, которые сегодня слабо охвачены налогообложением – это аренда жилья, оказание услуг по грузовым перевозкам, строительно-монтажные и ремонтные работы и другие.
Новые методы администрирования используются не только в малом и среднем бизнесе, но и в крупном. Так, наблюдается политика централизации налогового администрирования их деятельности. Однако некоторые меры планируется реализовать и на уровне субъектов РФ. Например, обеспечение устойчивости бюджетов бюджетной системы путем регулирования льгот по налогам. В частности, предлагается окончательно отказаться от установления новых льгот на федеральном уровне (включая освобождение от налогообложения, изъятие из налоговой базы и объекта налогообложения) по региональным и местным налогам. Целесообразно было бы передать полномочия по установлению льгот регионам и при предоставлении льгот осуществлять оценку их эффективности и устанавливать льготы на определенный срок.
Целенаправленная работа в рамках указанных направлений повышения бюджетного потенциала благоприятно скажется на формировании финансового потенциала региона, его регулировании. Совершенствование экономико-функционального обеспечения бюджетно-налогового механизма предполагает выработку концептуальных подходов к формированию бюджетной и налоговой систем, основанных на модели социально-экономического развития регионов. Комплексное изучение проблем формирования и регулирования бюджетного потенциала, выявление значимых факторов, определяющих его, позволят существенно повысить финансовой потенциал любой территории.
ГАЛИМОВА Айгуль Шарифовна – кандидат экономических наук, доцент кафедры социологии труда и экономики предпринимательства Башкирского государственного университета