Правительству придется пойти по третьему пути — кризисной модернизации
Другой, социально-консервативный вариант эксперты окрестили «сценарием продленного статус-кво».
Поэтапное повышение пенсионного возраста с 2015 года
В основе одного — индустриальной модернизации — использование благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры для максимально возможного преобразования экономики. В этом случае России придется активнее инвестировать в инфраструктуру и институты развития. Одновременно правительству надо будет отказаться от повышения налогов на несырьевой бизнес. Вместо него провести двойной налоговый маневр: рост изъятия сырьевой ренты (повышение НДПИ на газ на 5,5% ежегодно начиная с 2015 года и индексация базовой ставки НДПИ на нефть на 1%) и повышение налогов на потребление. Параллельно необходимы реформы в социальной сфере: поэтапное повышение пенсионного возраста с 2015 года и разгрузка бюджета благодаря росту платных услуг в образовании и здравоохранении.
Другой, социально-консервативный вариант эксперты окрестили «сценарием продленного статус-кво». Он подразумевает умеренно жесткую бюджетную политику и быстрый выход на сбалансированный бюджет. В этом случает дефицит на уровне 4,5% ВВП возможен только на пике кризиса и в значительной степени покрывается за счет средств Резервного фонда. Важнейшим приоритетом для правительства станет выполнение социальных обязательств бюджета (сохранится регулярное повышение пенсий на 5—7% в год), а дополнительные средства будут получены за счет налоговой реформы и повышения нагрузки на доходы и потребление населения.
Эти два сценария являются базовыми, комментирует доклад его автор эксперт ЦМАКП Дмитрий Белоусов. Какой из них будет выбран, зависит от нового правительства. «Пока по инерции нас тянет в социально-консервативный путь развития, однако и запросы общества, и предвыборные требования будущего президента говорят о варианте индустриальной модернизации, — говорит он.
Первый сценарий выглядит привлекательно, но вряд ли будет реализован, считает директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев. «Сейчас цены на нефть выше заложенных в бюджет, однако мы все равно имеем дефицит в начале года. К тому же ситуация в еврозоне ухудшается, и если мы надеемся на доходы от нефти для модернизации, то их просто не будет», — считает он.
«Пока ситуация благополучна и нет давления на правительство, чтобы следовать реформам, вероятность модернизации достаточно мала», — вторит главный экономист Deutche Bank Ярослав Лисоволик. По прогнозам банка, в следующем году рост цен на сырье продолжится до 120 долл./барр. Эти дополнительные доходы правительство может направить на модернизацию и инфраструктуру, однако остается вопрос, «насколько эффективно они будут исполняться».