Правовые механизмы налогообложения аграрного сектора экономики
В статье рассматриваются проблемы стоящие сегодня перед российской федерацией, связанные с системой налогообложения субъектов аграрной ниши отечественной экономики. При этом главным направлением движения должно быть снижение неясности изменений в модели налогообложения для производителей продукции сельского хозяйства.
Главная задача налоговой модели в сельском хозяйстве на данном этапе – образование подходящих условий для экономического роста отрасли – всегда остается актуальной и фундаментальной. При этом главным направлением движения должно быть снижение неясности изменений в модели налогообложения для производителей продукции сельского хозяйства, а также налаживание ключевых принципов налоговой политики в сельском хозяйстве в контексте Государственной программы регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, продовольствия и сырья, и развития сельского хозяйства в целом.
Учитывая зарубежный опыт, специфику российского рынка, а также важность задействования стимулирующего аспекта налогообложения в сельском хозяйстве, можно предсказать несколько из ближайших тактических шагов (задач) развития налоговой политики в сельском хозяйстве:
– совершенствование ЕСХН;
– привлечение инвестиций в сегмент сельского хозяйства;
– экологическое налогообложение, стимулирование на более эффективное использование земельных ресурсов.
Мониторинг инструментов стимулирования инвестиционной системы аграрного налогообложения Российской Федерации, и особенностей протекания инвестиционных процессов в аграрной сфере отечественной экономики показал важность внесения следующих изменений для формирования благотворного инвестиционного климата в АПК:
– использование налоговых льгот на инвестиции для единого сельскохозяйственного налога;
– усреднение налогов в течение нескольких лет для мелких предприятий;
– использование ускоренной амортизации для привлечения инвестиций в инновации, энергосберегающие и природоохранные технологии в сельском хозяйстве;
– внедрение налоговых льгот для промышленных и строительных предприятий, а также для компаний других отраслей, инвестирующих средства в развитие отрасли сельского хозяйства;
– снятие кредиторской задолженности по выплате налогов и обязательных платежей во внебюджетные социальные фонды для предприятий, в случае вложения финансов в реальные инвестиции;
– диверсификация налоговых льгот по продолжительности и размеру льготного периода в зависимости от количества инвестиций, периода окупаемости проекта и других видов инвестиций;
– увеличение количества производителей продуктов сельского хозяйства, для которых будут доступны повышающие амортизационные коэффициенты.
– для внедрения возможностей активного использования законодательной нормы налогового инвестиционного кредита существует вариант упрощения административного процесса его получения и применения;
– увеличения количества оснований для его выдачи;
– исключение ограничения суммы кредита 30% цены купленного организацией оборудования при техническом перевооружении производства или проведении НИОКР;
– повышение уровня информированности плательщиков налогов – потенциальных заемщиков о системе выдачи налогового инвестиционного кредита и вариантах его применения.
На наш взгляд современный вариант одновременного существования общей системы налогообложения и единого сельскохозяйственного налога является вполне оправданным, однако развитие этих двух систем налогообложения должно проходить по принципиально разным путям.
Общая налоговая система сейчас должна двигаться по направлению к многообразию используемых налоговых регуляторов, с целью организации максимально благоприятного климата для воплощения стимулирующей функции налогообложения. В этой ситуации самым оптимальным вариантом является установление высокого порога (по сравнению с действующим) необлагаемого налогами уровня дохода от сельского хозяйства, вместе с использованием всего имеющегося ассортимента мер налогового контроля для прибыльных и крупных производителей сельскохозяйственной продукции. Использование дифференцированных ставок по налогам даст возможность превратить их в эффективный инструмент косвенного управления в сельском хозяйстве.
Единый сельскохозяйственный налог, наоборот, необходимо развивать по схеме максимального упрощения (упрощение учета, упрощение администрирования, легкость перехода и так далее). При этом имеется смысл найти возможность перейти с налогообложения прибыли к налогообложению земельных угодий. Подобная перестройка возможна только после того, как будут улучшены методики оценки земельных угодий в России.
Современная модель налогообложения аграрного сектора российской экономики имеет большое количество разных проблем, одной из которых до сих пор продолжает оставаться вполне ощутимая неопределенность в отношении понятия «сельскохозяйственные производители».
Определение сельскохозяйственных товаропроизводителей имеется в п. 2 ст. 346.2 НК Российской Федерации – это индивидуальные предприниматели и организации, выпускающие сельскохозяйственную продукцию, осуществляющие ее первичную и промышленную (последующую) переработку и реализующие данную продукцию, в случае, если в общем доходе от продажи товаров (услуг, работ) таких индивидуальных предпринимателей или организаций доля дохода от продаж произведенной ими сельскохозяйственной продукции, с учётом продукцию ее первичной переработки, выпущенной ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства или (и) выращенной рыбы, составляет не меньше 70 %.
Так как эта норма указывается в гл. 26.1 «Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей» Налогового Кодекса РФ, можно сделать вывод, что её задачей является только определение круга лиц, имеющих право на использование этого специального налогового режима.
В случае же установления правомерности использования отдельных налоговых льгот в целях выявления сельскохозяйственного товаропроизводителя нужно обращаться к другим законодательным правовым актам.
Следует указать и на проблемы, которые касаются возможности использования единого сельскохозяйственного налога субъектами аграрного сектора экономики. По ст. 346.2 НК Российской Федерации сельскохозяйственные товаропроизводители имеют право перейти на применение единого сельскохозяйственного налога только в том случае, если по результатам работы по окончанию календарного года, предшествующему году, в котором субъект подает просьбу по переходу на уплату ЕСХН, выручка от продажи сельскохозяйственной продукции (рыбы) была не менее 70 % общей выручки от продажи товаров (услуг, работ). По факту это означает, что на протяжении первого года работы сельскохозяйственные товаропроизводители не имеют никакой возможности использовать модель налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей. У многих специалистов и самих налогоплательщиков экономическая целесообразность такого исключения вызывает справедливые вопросы, учитывая то, что именно на первых этапах своей коммерческой деятельности сельскохозяйственные товаропроизводители больше всего нуждаются в помощи и поддержке. В связи неочевидностью этого момента, представляется важным разработать метод, который позволял бы использовать данный специальный режим налогообложения и в первый год коммерческой деятельности.
Модель перехода на специальный налоговый режим, который предусматривается ст. 346.3 НК Российской Федерации, является не достаточно привлекательным для применения сельскохозяйственными производителями. Экономический субъект может получить право на использование ЕСХН в том случае, если доля выручки от продажи сельскохозяйственной продукции насчитывает не меньше 70 % от общего объёма всей выручки за отчётный период. Если по данному критерию будет несоответствие, выявленное по результатам деятельности за налоговый период, то закон обязывает предпринимателя перейти на общую модель налогообложения. В течение месяца после завершения налогового периода налогоплательщик должен осуществить перерасчет своих налоговых обязательств в соответствии с общей системой налогообложения, а также произвести оплату полученных сумм налогов.
С учётом возможных недостатков в процессе ведения налогового и бухгалтерского учета в сельском хозяйстве, период перехода с одного режима налогообложения на другой может оказаться достаточно трудным не только с фискальной точки зрения, но также и с организационной. Очевидно, что ставить в столь жесткие налоговые рамки производителей сельскохозяйственных товаров нет никакой необходимости.
Статья опубликована в Евразийском юридическом журнале № 8 (87) 2015