Государственное регулирование ценообразования на нефтепродукты в Российской Федерации
В статье раскрывается проблема регулирования ценообразования на внутреннем российском рынке нефтепродуктов. описывается специфика данного товарного рынка, методы государственного регулирования, нормативно-правовая база. особое внимание уделено методике расчета предельных оптовых цен, разработанной Комитетом по энергетической политике. Представлен результат исследования авторов на предмет соответствия фактических оптовых цен на нефтепродукты расчетным предельным ценам.
Вопросы ценообразования на нефтепродукты при поставках на внутренний рынок и на экспорт в условиях рыночной экономики, несомненно, являются прерогативой самих участников рынков. Вместе с тем перманентное повышенное внимание со стороны общественности и государственных регулирующих органов к вопросу ценообразования на внутреннем рынке нефтепродуктов обусловлено прежде всего сложившейся ситуацией на данном рынке, которая характеризуется постоянным повышательным трендом цен на продукцию нефтепереработки, несмотря даже на глобальное снижение цены сырья, олигопольным характером рынка, где вертикально-интегрированные компании (ВИНК) занимают свыше 90% оптового и свыше 50% розничного рынков, как следствие, трансфертным ценообразованием, созданием препятствий в доступе на рынок независимым участникам, а также систематическим нарушением антимонопольного за- конодательства. Яркой иллюстрацией последних двух фактов служат примеры краткосрочного повышения оптовых цен на нефтепродукты сбытовыми структурами ВИНК, что в свою очередь вынуждало независимых владельцев автозаправочных станций (АЗС) повышать розничные цены и, тем самым, делало их АЗС неконкурентоспособными, и волна нарушений антимонопольного законодательства: за 2008-2012 годы было рассмотрено более 450 дел на региональных рынках нефтепродуктов, касающихся необоснованного завышения компаниями розничных и отпускных цен в различных регионах страны.
Действующими методами государственного регулирования внутреннего рынка нефтепродуктов являются преимущественно методы прямого регулирования – экономические и административные. В частности, установление конкретных ставок акцизов на нефтепродукты относится к категории прямых экономических методов регулирования, а установление штрафов за установление необоснованно высоких цен на нефтепродукты – к категории прямых административных методов. При этом экономические методы, как правило, направлены на решение экономических проблем, например, улучшение инвестиционного климата в отрасли, реструктуризация отрасли, формирование доходной составляющей госбюджета. В то время как административные методы призваны регулировать конкурентную среду в отрасли и на отдельных товарных рынках.
Действующая законодательная база, регулирующая деятельность участников внутреннего рынка нефтепродуктов в Российской Федерации, представлена такими нормативными документами, как Федеральный закон № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Федеральный закон № 45-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях». Летом 2014 г. Правительством РФ были утверждены федеральные законы, составляющие «четвертый антимонопольный пакет», которым устанавливаются четкие критерии признания цен монопольно высокими.
Помимо нормативной документации некоторые компании по запросу ФАС разработали собственные рабочие документы, повышающие прозрачность ценообразования на рынке нефтепродуктов.
Таблица 1 – Расчет предельных цен на дизельное топливо
Показатель |
2014 г. |
|||
1 кв. |
2 кв. |
3 кв. |
4 кв. |
|
1 Средняя мировая цена, долл./т |
923,5 |
920,5 |
879,8 |
457,0 |
2 Экспортная пошлина, долл./т |
255,0 |
249,0 |
247,0 |
81,7 |
3 Курс рубля к доллару, руб. |
35,0 |
35,0 |
36,2 |
55,0 |
4 Акциз, руб./т |
5427,0 |
5427,0 |
5427,0 |
3450,0 |
5 Приведенная мировая цена, руб./т |
33992,0 |
34136,8 |
33434,5 |
28428,0 |
6 Предельная отпускная цена НПЗ, руб./т |
27194-40790 |
27309-40964 |
26748-40121 |
22742-34114 |
7 Фактическая отпускная цена НПЗ, руб./т |
28806 |
28469 |
28132 |
24144 |
8 Фактическая отпускная цена НПЗ, руб./л |
24,00 |
23,72 |
23,44 |
20,12 |
9 Предельная розничная цена, руб./л |
27,84 |
27,52 |
27,19 |
23,34 |
10 Фактическая розничная цена, руб./л |
29,2 |
30,7 |
31,5 |
32,1 |
11 Превышение фактической розничной цены над предельной, руб./л |
1,36 |
3,18 |
4,31 |
8,76 |
12 Превышение фактической розничной цены над предельной, % |
4,89 |
11,56 |
15,85 |
37,53 |
Рисунок 1 – Сравнение фактической отпускной цены башкирских НПЗ и интервала предельной цены на дизельное топливо
Рассмотрим, как формирует цены на нефтепродукты ПАО «Башнефть». Компания осуществляет оптовую реализацию нефтепродуктов на рынке РФ по следующим каналам: на биржевых торгах, через сбытовые общества, путем заключения прямых договоров поставки нефтепродуктов с третьими лицами. Производимые нефтепродукты компания распределяет по следующим каналам реализации: на биржевых торгах – не менее 10% от объема производимых нефтепродуктов; по прямым договорам третьим лицам оптом с НПЗ и мелким оптом с нефтебаз в регионах – не менее 20% от объема производства нефтепродуктов; дополнительно компания реализует не менее 10% по любому из вышеперечисленных каналов по собственному усмотрению; филиалам и сбытовым обществам реализует не более 60% от объема производства нефтепродуктов. При этом цены на нефтепродукты, поставляемые по прямым договорам, формируются исходя из значений следующих ценовых индикаторов: индексов цен внебиржевого внутреннего рынка; биржевых индексов; экспортного паритета; приведенных к условиям сопоставимости по экономическим условиям сделок, включая приведение к базису поставки «франко-вагон станция отправления».
В последние годы вопрос разработки единой методики внутреннего ценообразования на внутреннем рынке нефтепродуктов активно обсуждается. В диалоге участвуют Министерство энергетики, ФАС, отраслевые организации и нефтяные компании. При этом главное – найти золотую середину – с одной стороны, не задушить свободное рыночное ценообразование, с другой стороны, сделать ценообразование прозрачным. Одной из заслуживающих внимание методик формирования цен на внутреннем рынке нефтепродуктов, по мнению авторов, является методика, разработанная Комитетом по энергетике, которая рекомендует ФАС и сбытовым компаниям пользоваться расчетом предельных оптовых цен на нефтепродукты, формирующих некий «коридор» цен для участников оптового рынка. В продолжение проработки вопросов государственного регулирования нефтяной отрасли авторы проанализировали на примере ПАО «АНК «Башнефть», соответствовала ли в 2014 г. цена на дизельное топливо предельной цене, рекомендованной указанной выше методикой. Расчеты представлены в таблице 1, все показатели приняты на конец квартала, в четвертом квартале – на 01.01.2015г.
Как видно из рисунка 1, фактическая отпускная цена башкирских заводов находится в рекомендованном методикой интервале предельной цены.
Вместе с тем, дальнейший расчет розничной цены, которая получена прибавлением к отпускной цене НПЗ торговой надбавки (принятой согласно данным Федеральной службы государственной статистики на уровне 16%) выявил значительное превышение фактических розничных цен над «предельными» – до 37,5% на начало 2015 г. Это свидетельствует о том, что методика Комитета по энергетике позволит ФАС контролировать не всю цепочку ценообразования ВИНК и компании будут обладать определенной свободой в формировании розничных цен. Подводя итог, хотелось бы отметить, что для того чтобы цены не были необоснованно высокими, необходимо создать реальную рыночную среду, подразумевающую здоровую конкуренцию за счет увеличения числа нефтеперерабатывающих заводов и повышения глубины переработки, формирующих предложение на рынке, и уменьшения числа посредников в розничной торговле.
Статья опубликована в Евразийском юридическом журнале № 8 (87) 2015
СОЛОВЬЕВА Ирина Анатольевна – кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управления на предприятии нефтяной и газовой промышленности Уфимского государственного нефтяного технического университета.