Понятие текущих платежей в деле о несостоятельности (банкротстве)
Вне очереди за счет конкурсной массы погашаются требования кредиторов по текущим платежам. Впервые легальное определение текущих платежей введено Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Статья посвящена понятию и составу текущих платежей в деле о банкротстве.
Возбуждение дела о банкротстве должника далеко не всегда влечет прекращение его деятельности, в связи с чем у должника могут возникать новые расходы, связанные с осуществлением текущей хозяйственной деятельности. Кроме того, в связи с возбуждением дела о банкротстве и введением в отношении должника процедур банкротства, возникают расходы на проведение процедур банкротства. В отношении данной группы требований, называемых текущими платежами в деле о банкротстве, законодательство о банкротстве предусматривает особый порядок предъявления и удовлетворения. Требования таких кредиторов не подлежат включению в реестр требований кредиторов, а главной их особенностью является внеочередной порядок удовлетворения (до удовлетворения требований кредиторов первой очереди).
Несмотря на то, что институт текущих платежей известен российскому конкурсному праву еще с XVIII в., впервые легальное определение текущих платежей введено ст. 5 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»1 (далее – Закон). В первоначальной редакции ст. 5 Закона под текущими платежами понимались денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом, а также денежные обязательства и обязательные платежи, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства. В ст. 134 Закона было также установлено, что к текущим платежам относились требования кредиторов, возникшие в период после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и до признания должника банкротом, а также требования кредиторов по денежным обязательствам, возникшие в ходе конкурсного производства.
Таким образом, первоначально законодатель определял текущие платежи с учетом двух критериев: момента возникновения требования и срока его исполнения. В связи с этим в юридической литературе различали так называемые абсолютные и относительные текущие платежи. Первую группу текущих платежей составляли денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом, а вторую – денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие до принятия заявления о признании должника банкротом, но срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства.
Важно отметить, что требования первой группы признавались текущими для всех процедур банкротства, а требования второй группы являлись текущими только для процедуры банкротства, в которой наступил срок их исполнения, в случае неудовлетворения требований в соответствующей процедуре и переходе к другим процедурам банкротства данные требования утрачивали статус текущих.
Практика применения ст. 5 Закона в его первоначальной редакции показала, что вышеназванные критерии не позволили в полной мере реализовать основную экономическую цель законодательного выделения категории текущих платежей. В связи с этим Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. № 296-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О несостоятельности (банкротстве)”»(далее – Закон № 296-ФЗ) в Закон были внесены существенные изменения, касающиеся текущих платежей должника, изменено их понятие, порядок удовлетворения, введена очередность требований кредиторов по текущим платежам, исключена категория «относительных текущих платежей», сняты ограничения в отношении требований об уплате обязательных платежей, возникших после открытия конкурсного производства.
Федеральным законом от 29 июня 2015 г. № 186-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в абз. 1 п. 1 ст. 5 Закона, к текущим платежам отнесены также «требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору».
В настоящее время под текущими платежами в деле о банкротстве понимаются денежные обязательства, требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом, если иное не установлено Законом (абз. 1 п. 1 ст. 5 Закона).
Законом № 296-ФЗ п. 1 ст. 5 Закона дополнен положением об отнесении к текущим платежам требований кредиторов об оплате поставленных товаров, оказанных услуг и выполненных работ, возникших после возбуждения производства по делу о банкротстве.
При толковании данного положения следует обратиться к п. 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (далее – ВАС РФ) от 23 июля 2009 г. № 63 «О текущих платежах по денежным обязательствам в деле о банкротстве» (далее – Постановление № 63)6, разъясняющему, что по смыслу абз. 2 п. 1 ст. 5 Закона текущими являются любые требования об оплате товаров, работ и услуг, поставленных, выполненных и оказанных после возбуждения дела о банкротстве, в том числе во исполнение договоров, заключенных до даты принятия заявления о признании должника банкротом.
Таким образом, сегодня основным критерием отнесения требования кредитора к разряду текущих платежей является момент его возникновения.
Указанное правило применяется и при квалификации в качестве текущих платежей требований по длящимся обязательствам, т.е. договорных обязательствах, предусматривающих периодическое внесение должником платы за пользование имуществом, длящееся оказание услуг, а также снабжение через присоединенную сеть электрической или тепловой энергией, газом, нефтью и нефтепродуктами, водой, другими товарами. Текущими являются требования об оплате за те периоды времени, которые истекли после возбуждения дела о банкротстве.
Следует отметить, что требования кредиторов по текущим платежам не могут быть трансформированы в реестровые, а реестровые требования не могут впоследствии приобрести статус текущих (п. 13 Постановления № 63). Срок исполнения требования не имеет значения для квалификации его в качестве текущего. Это означает, что требования, возникшие до возбуждения дела о банкротстве, независимо от срока их исполнения не являются текущими ни в какой процедуре, такие требования подлежат включению в реестр требований кредиторов в порядке, установленном Законом.
Возникшие после возбуждения дела о банкротстве требования являются текущими вне зависимости от смены процедур в деле о банкротстве. В связи с этим возникает вопрос о том, как следует квалифицировать требования, возникшие в период после прекращения производства по делу о банкротстве в связи с утверждением мирового соглашения и до возобновления производства по делу вследствие отмены определения об утверждении мирового соглашения или в результате расторжения мирового соглашения. Указанные требования, как разъяснил Пленум ВАС РФ, не признаются текущими. При этом, как показывает судебная практика, требования, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом и до прекращения производства по делу о банкротстве в связи с утверждением мирового соглашения, сохраняют статус текущих платежей при возобновлении производства по делу. Объясняется это тем, что при возобновлении производства по делу о банкротстве в отношении должника вводится процедура, которая применялась в деле о банкротстве и в ходе которой было заключено мировое соглашение, а размер требований кредиторов определяется на основании реестра требований кредиторов по состоянию на дату утверждения мирового соглашения (п. 1 и 2 ст. 166 Закона), кроме того, ст. 166 Закона не устанавливает иного порядка определения текущих платежей и не изменяет квалификацию платежей, которые до заключения мирового соглашения являлись текущими.
В зависимости от оснований возникновения соответствующих правоотношений требования кредиторов по текущим платежам законодателем разделены на следующие три группы: требования по денежным обязательствам; требования по обязательным платежам; требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору.
В п. 1 Постановления № 63 обращено внимание на то, что под денежным обязательством в силу ст. 2 Закона понимается обязанность должника уплатить кредитору определенную денежную сумму по гражданско-правовой сделке и (или) иному основанию, предусмотренному Гражданским кодексом Российской Федерации, бюджетным законодательством Российской Федерации (в связи с предоставлением бюджетного кредита юридическому лицу, выдачей государственной или муниципальной гарантии и т.п.). Текущим платежом может быть только обязательство, предполагающее использование денег в качестве средства платежа, средства погашения денежного долга.
Под обязательными платежами понимаются налоги, сборы и иные обязательные взносы, уплачиваемые в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской
Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды, в том числе штрафы, пени и иные санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налогов, сборов и иных обязательных взносов, а также административные штрафы и установленные уголовным законодательством штрафы (ст. 2 Закона).
В соответствии со ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) под заработной платой (оплатой труда работника) понимается вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Термин «выходное пособие» не имеет легального определения. Из смысла ст. 178 ТК РФ следует, что выходное пособие является компенсационной выплатой, выплачиваемой работнику в случаях, предусмотренных ТК РФ, трудовым или коллективным договорами при расторжении трудового договора. Выходное пособие не относится к заработной плате, так как его размер не связан с количеством и качеством труда, и оно не является стимулирующей выплатой или компенсационной выплатой, входящей в состав заработной платы и непосредственно связанной с выполнением трудовой функции. Считаем, что правильнее определить выходное пособие как денежную помощь, временно заменяющую оплату по труду при потере работы.
Как видим, текущими платежами могут стать требования, возникающие из гражданских, трудовых, налоговых и иных правоотношений. В п. 2 ст. 134 Закона перечислены требования, которые могут быть отнесены к требованиям по текущим платежам, однако следует учитывать, что данный перечень не является исчерпывающим. Так, согласно п. 5 ст. 114, абз. 2 п. 1 ст. 134 Закона к числу текущих платежей также отнесены денежные средства, возвращаемые должником лицам, приобретшим в процедуре внешнего управления дополнительные обыкновенные акции должника, в случае признания выпуска дополнительных обыкновенных акций должника несостоявшимся или недействительным; расходы на проведение мероприятий по недопущению возникновения техногенных и (или) экологических катастроф либо гибели людей.
Объединяющим признаком требований по текущим платежам является их связь с проведением процедур, применяемых в деле о банкротстве, или с осуществлением текущей деятельности должника, а определяющим моментом, отличающим их от требований кредиторов, подлежащих включению в реестр требований кредиторов, является дата их возникновения – после возбуждения дела о банкротстве.
Статья опубликована в Евразийском юридическом журнале № 2 (93) 2016