Понятие кредитных отношений и преступлений в сфере кредитных отношений
Научная статья содержит дискуссионные вопросы и адресована всем, кого интересуют проблемы борьбы с преступлениями в сфере кредитования. В работе рассматриваются вопросы становления кредитной системы в РФ, анализ общественных отношений, возникающих по поводу предоставления кредита, виды преступлений, совершаемых в сфере кредитных отношений.
Современная кредитная система РФ сложилась в результате ряда преобразований, произведенных в рамках банковской реформы, которая началась в нашей стране в 1987 г.
В конце 1990 г. произошли радикальные изменения банковской системы, которые послужили началом второго этапа банковской реформы. Большинство государственных спецбанков было преобразовано в коммерческие банки.
Наиболее крупные преобразования связаны с вступлением в силу Закона РСФСР от 2 декабря 1990 г. «О Центральном банке РСФСР (Банке России)» (в ред. Федерального закона от 20.06.96 № 80-ФЗ и т.д.), Закона РСФСР от 2 декабря 1990 г. «О банках и банковской деятельности в РСФСР» (в ред. Федерального закона от 03.02.96 № 17-ФЗ и т.д.). В соответствии с Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» банковская система РФ включает в себя: Банк России, кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков.
Среди экономистов и юристов нет единого мнения относительно количества уровней в кредитной системе России. Одни авторы говорят о двухуровневой системе, относя ко второму уровню коммерческие банки и иные небанковские кредитно-финансовые институты. Ряд авторов последние учреждения относят к третьему уровню.
Мы же будем придерживаться двухуровневой системы, т.к. она является обобщенным вариантом классификации и более удобна при изучении и анализе.
Правовой статус и компетенция Центрального банка РФ (Банка России) на сегодняшний день определяются Конституцией РФ, Федеральным законом «О Центральном банке РФ (Банке России)», а также Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» и другими нормативными актами. Правовой статус Банка России имеет свои особенности. С одной стороны, он является юридическим лицом и может совершать определенные гражданско-правовые сделки с коммерческими банками и государством. С другой стороны, он же наделен широкими властными полномочиями по управлению денежно-кредитной системой РФ. Таким образом, Банк России имеет двойственную природу. Он одновременно является органом государственного управления специальной компетенции и юридическим лицом, осуществляющим хозяйственную деятельность.
В данной работе мы остановимся на анализе отношений, возникающих по поводу совершения одной из основных банковских операций – предоставления кредитов.
Банковский кредит как экономическая категория является одной из форм движения ссудного капитала. При банковском кредитовании возникают экономические (денежные) отношения, в процессе которых временно свободные денежные средства государства, юридических и физических лиц, аккумулированные кредитными организациями, предоставляются хозяйствующим субъектам (а также гражданам) на условиях возвратности. Субъектами кредитных отношений в области банковского кредита являются организации, население, государство и сами банки. Как известно, в кредитной сделке субъекты кредитных отношений всегда выступают как кредитор и заемщики. Кредиторами являются лица (согласно ст. 819 ГК РФ – банки и иные кредитные организации), предоставившие свои временно свободные средства в распоряжение заемщика на определенный срок.
Заемщик – сторона кредитных отношений, получающая средства в пользование и обязанная их возвратить в установленный срок.
Сложность, разноплановость общественных отношений, возникающих при банковском кредитовании, требуют применения при их правовом регулировании разнородных методов, в том числе присущих различным отраслям российского права. При регулировании общественных отношений, возникающих в области банковского кредитования, применяется метод юридического равенства сторон, используемый с определенной спецификой административным и финансовым правом.
Таким образом, правовое регулирование деятельности кредитной системы осуществляется не только специальным банковским законодательством. Для этого могут применяться общие нормы гражданского права, а также нормы административного, финансового и уголовного права.
Особенность экономической ситуации в России такова, что значительная часть финансово-правовых институтов практически не может функционировать без уголовно-правового обеспечения. При этом речь идет не только о защите бюджетных интересов нации, но и об обеспечении интересов вкладчиков и акционеров, а также об охране законных интересов финансовых учреждений от лиц, обманным путем завладевающих кредитами или не желающих их возвращать, хотя бы и ценой ложного банкротства, от собственных бесчестных руководителей и учредителей, от необоснованного вторжения в их деятельность правоохранительных органов, от объединившихся в организованные группы вымогателей, наконец, от коррумпированных чиновников.
Структуру преступности, представляющей опасность для банковской деятельности, можно условно представить следующей традиционной криминологической классификацией: 1) насильственные преступления; 2) корыстно-насильственные преступления; 3) корыстные преступления.
К насильственным преступлениям относятся: убийства работников банка; причинение вреда их здоровью с целью запугивания, устрашения; их похищение; захват заложников и др.
Корыстно-насильственные преступления включают: вымогательство, грабеж, разбой.
Третью группу составляют преступные посягательства на материальные и денежные ценности банков, зачастую хищения с использованием «технологий» банковской деятельности.
Рассмотрим последнюю группу более подробно, т.к. в нее входят наиболее распространенные на сегодняшний день преступления, и их объективная сторона обладает существенной спецификой.
Последнюю группу преступных посягательств можно разделить на следующие подгруппы:
- преступления, совершаемые извне: злоупотребления, связанные с получением кредитов и их присвоением; умышленные банкротства субъектов хозяйствования, получивших кредиты; злоупотребления при выпуске и обращении ценных бумаг; хищения с использованием кредитных карточек, платежных документов, мемориальных ордеров; злоупотребления, связанные с легализацией денег, добытых преступным путем; компьютерные преступления;
- преступления, совершаемые внутри банка: хищения денежных средств и материальных ценностей путем подлога первичных документов бухгалтерского учета, расчетно-кассовых документов, мемориальных ордеров; незаконная банковская деятельность, получение руководящими работниками банка коммерческого подкупа за предоставление различных льгот клиентам; обман клиентов (задержка платежей и т.п.); злоупотребления, связанные с отчетностью, сокрытие доходов; легализация денежных средств, приобретенных преступным путем; уклонение от уплаты налогов; компьютерные преступления.
Основываясь на проведенном выше анализе кредитной системы, кредитных отношений, субъектов кредитных отношений, преступления в сфере кредитных отношений можно определить следующим образом.
Преступлениями в сфере кредитных отношений выступают общественно опасные деяния, посягающие на общественные отношения, регулирующие кредитную деятельность банков и иных кредитных организаций по представлению (получению), использованию и возврату кредитов.
Данные деяния можно разделить на две группы:
- собственно кредитные преступления, непосредственно связанные с предоставлением (получением), использованием и возвратом кредитов (статьи 176, 177 УК РФ);
- преступления, составы которых предусматривают посягательство на кредит в качестве одной из целей иного преступления (статьи 196, 197 УК РФ).
До 1997 г. уголовное законодательство РФ не содержало специальных норм, направленных на борьбу с кредитными злоупотреблениями. До принятия нового Уголовного кодекса (до 1 января 1997 г.) преступления, связанные с невозвратом кредитов, квалифицировались как мошенничество – по ст. 147 УК РСФСР 1960 г. Однако данная норма предполагает при получении кредита заведомый его невозврат, что не всегда имеет место в таких случаях. Поэтому правоприменительная практика испытывала значительные трудности при квалификации.
В новом Уголовном кодексе РФ также предусмотрен ряд составов преступлений, призванных охранять законные интересы кредитных организаций. Законодателем эти нормы (ст. 176 УК РФ – незаконное получение кредита, ст. 177 УК РФ – злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности, ст. 196 УК РФ – преднамеренное банкротство, ст. 197 УК РФ – фиктивное банкротство) отнесены к главе 22 УК РФ «Преступления в сфере экономической деятельности». Глава 22 включена в раздел VIII УК «Преступления в сфере экономики». В целом указанные преступления причиняют вред экономике РФ, субъектов РФ, организациям и предприятиям как государственного, так и негосударственного характера. Соответственно, родовым объектом данных преступлений является совокупность общественных отношений, обеспечивающих нормальное функционирование и развитие экономики РФ.
Видовым объектом преступлений, отнесенных к главе 22, выступают общественные отношения, возникающие по поводу осуществления нормальной экономической деятельности по производству, распределению, обмену и потреблению материальных благ и услуг. В ранее действовавшем уголовном законодательстве эти деяния именовались хозяйственными.
Известный исторический и теоретический интерес представляет самая первая попытка систематизации преступлений, предпринятая еще в 1919 г. Д. И. Курским в статье «Новое уголовное право». В ней он выделил следующие группы хозяйственных преступлений: 1) нарушение постановлений, регулирующих производство; 2) нарушение порядка снабжения населения продуктами; 3) имущественные правонарушения; 4) нарушение постановлений о частной торговле и кредите; 5) нарушение постановлений о налогах.
Как видим, данная система схожа с нынешней систематизацией экономических преступлений.
П. Т. Некипелов предлагал построить систему хозяйственных преступлений на основании классификации отраслей хозяйства. Такая классификация имела место в советском уголовном праве.
Статья опубликована в Евразийском юридическом журнале № 3 (94) 2016