Влияние религиозного фактора в исламской Модели бухгалтерского учета
В статье рассматриваются особенности исламской модели бухгалтерского учета с акцентом на влияние религиозного фактора. Внимание уделяется принципам исламского бухгалтерского учета, основанным на этических нормах.
Когда речь заходит о бухгалтерском учете, то, прежде всего, его представляют «как сугубо практическую дисциплину, не имеющую никакого отношения к общественным наукам». Тогда возникает вопрос, почему же нормы и принципы бухгалтерского учета не одинаковы в разных странах? Более того, мы можем выделить несколько сложившихся на сегодняшний день моделей бухгалтерского учета: англо-американскую, континентальную, латиноамериканскую (южноамериканскую), международную (МСФО) и исламскую. Каждая модель имеет свои особенности и характерные черты.
Институциональный подход к исследованию бухгалтерского учета позволяет кардинально изменить его понимание, осознать, что роль бухгалтерского учета значительно расширилась, и он стал неотъемлемой частью экономической и социальной жизни общества. Это позволяет рассматривать бухгалтерский учет не обособленно, а как встроенный в широкий институциональный контекст (институциональную среду). Это способствует более глубокому пониманию такого явления, как бухгалтерский учет, его истории, современного состояния и перспектив развития.
Если мы посмотрим на определение бухгалтерского учета, которое было дано в федеральном законе от 21.11.1996 № 129-ФЗ «Закон о бухгалтерском учете», то увидим, что оно вполне «техническое»: «Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций». Однако в действующем законе о бухгалтерском учете (№ 402-ФЗ от 06.12.2011) бухгалтерский учет определяется как «формирование документированной систематизированной информации о объектах, предусмотренным настоящим Федеральным законом, в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом, и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности». Это означает, что определение бухгалтерского учета уже напрямую привязывается к национальному законодательству, являющемуся частью институциональной среды.
Таким образом, институциональная среда оказывает непосредственное влияние на систему бухгалтерского учета; при этом, как правило, на передний план выходит какой- то доминирующий фактор, который оказывает наибольшее влияние на нормы и принципы учетной системы. Для исламской модели бухгалтерского учета таким фактором является религия.
Можно выделить два основных направления, по которым религия влияет на бухгалтерский учет. Прежде всего, бухгалтеры, являясь мусульманами, должны исполнять свои обязанности в соответствии с правилами и нормами Ислама и основывать свои действия на этических нормах Ислама, которые определяют, что правильно, справедливо и законно, природу корпоративной ответственности, приоритеты общества наряду с некоторыми специфическими исламскими нормами. Второе направление предполагает помимо личной этики соблюдение этики бизнеса, которые напрямую воздействуют на учетную политику и практику, например, институт закята (религиозный налог в пользу бедных) или институт беспроцентной экономической системы (запрет на взимание процентов риба).
Закон Ислама (шариата) регулирует все сферы жизни мусульман и формирует условия бизнеса. Мусульмане должны строить свой бизнес в соответствии с религиозными требованиями и быть честными, справедливыми, соблюдать общественные интересы и т.п. Аналогично существует ряд ценностей, которые считаются негативными, и которых следует избегать: скупость, расточительность и др. Бизнес регулируются «кодом халяль-харам» (термины Корана, где «халяль» означает «законно», «приемлемо», «допустимо», «разрешено», а «харам» – «незаконно», «запрещено») и соблюдением принципа «адль» (справедливость).
Ислам относится положительно к честной и законной торговле, люди должны зарабатывать на жизнь, содержать свои семьи и заниматься благотворительностью по отношению к нуждающимся. В то же время зарабатывание денег не должно быть настолько важным в их жизни, чтобы они забыли свои религиозные обязанности. Например, вся торговля должна приостанавливаться на время пятничной молитвы. В соответствии с постулатами Ислама, каждый человек должен работать и что-то производить. Сельское хозяйство поощряется как достойный труд. Ислам проповедует умеренность потребления; при этом бедность осуждается так же, как излившее потребление. Система балансируется через институт закята. «Данный налог выплачивается со всех активов, и плательщик закята не претендует на средства от данного очистительного налога». Если закят оказывается недостаточным, в исламских государствах может вводиться временный налог на богатых, который рассматривается как религиозная обязанность (фард аль-кефая).
В исламском обществе развитие теории бухгалтерского учета базируется в основном на положениях исламского закона (шариата), но может основываться и на других принципах, не противоречащих шариату. Развитие теории учета может происходить, как начиная с установления основанных на учениях Ислама целей и рассмотрения этих целей в связи с современной учетной мыслью, так и наоборот, начиная с изучения теории бухгалтерского учета на предмет принятия тех идей, которые сочетаются с шариатом. «Поскольку основной целью исламского бухгалтерского учета является исчисление закята, понятие объективности учета большей частью не согласуется с такой целью».
Определенные исламские этические нормы напрямую влияют на учетную политику и принципы бухгалтерского учета. «Нормативные предписания в исламском бухгалтерском учете настолько акцентируют внимание на этике, что в западной литературе исламский учет нередко относят к социальному учету».
Прежде всего, таким принципом бухгалтерского учета является принцип социальной ответственности. Цель исламской экономической системы заключается в том, чтобы позволить людям честно зарабатывать на жизнь таким образом, чтобы общество могло от этого выиграть.
В Исламе Аллаху « принадлежит то, что на небесах и то, что на земле, и то, что находится между ними, и то, что под грунтом» (сура 2, аят 284). Человек же является представителем Аллаха на земле и действует по его поручению: «Вот твой Господь сказал ангелам: «Я установлю на земле наместника …» (сура 2, аят 30). Все ресурсы, доступные человеку, находятся у него как бы в форме доверительного управления. Люди имеют право использовать ресурсы для получения выгоды, но являются подотчетными перед Аллахом за свои действия. Поэтому кто-то должен «подсчитывать», чтобы мусульмане могли отчитываться перед Аллахом всеми доступными способами.
В Коране слово «подсчитывать», которое является основой бухгалтерского учета, повторяется несколько раз.
В бизнесе собственники и менеджмент отчитываются за свои действия как в самой компании, так и за ее пределами. В данном контексте подотчетность поднимается в широком смысле как подотчетность перед обществом. Организации понимаются как социальные институты, которые могут оказывать влияние на качество жизни в обществе. Одни направления их деятельности могут дать позитивные результаты, например, обеспечение занятости, в то время как другие – негативные, такие как загрязнение окружающей среды.
Социальная ответственность означает обязанность руководства организации принимать решения и действовать в интересах как самой организации, так и общества в целом через механизм социальных инвестиций. Можно сказать, что «компания проявляет социальную ответственность, если ее деятельность соответствует двум условиям. Во-первых, компания умышленно не делает ничего, что может повредить ее заинтересованным лицам. Во-вторых, если компания все-таки наносит вред своим заинтересованным лицам, то она возмещает его, когда бы факт причинения вреда не был выявлен».
Для организации важно взаимодействовать с обществом всеми приемлемыми способами и оправдывать его социальные ожидания, поскольку невыполнение ожиданий общества оказывает негативное влияние на дальнейшую жизнеспособность фирмы. При этом в будущем компания ожидает получение социального и экономического эффекта, который во многом зависит от удовлетворения компаний ожиданий и поддержки общества.
Близким к принципу социальной ответственности в Исламе является принцип полного раскрытия информации. В нем также несколько раз упоминается в Коране, например: «О вы, которые уверовали! Не стяжайте имущества друг друга неправедным путем, а только путем торговли по взаимному вашему согласию» (сура 4, аят 29). С точки зрения Ислама бухгалтерская информация является релевантной только тогда, когда она является достоверной и раскрывает все аспекты деятельности. Поскольку, согласно вероучению Ислама, бухгалтерская информация должна служить интересам общества, это означает, что общество имеет право знать о результатах деятельности организаций, а также о том, соблюдались ли требования шариата при их достижении. Следовательно, «бухгалтерский учет применяется не только для получения достоверной финансовой информации, но и в качестве доказательства, что деятельность соответствует шариату».
Полное раскрытие информации важно в различных аспектах жизни мусульман. Например, мусульмане должны уплачивать закят, расчет которого требует раскрытия стоимости активов и обязательств. Полное раскрытие информации необходимо для принятия инвестиционных решений и прогнозирования связанных с ними рисков. Отсутствие нужной информации может оказать негативное влияние на выявление многообещающих проектов. Система бухгалтерского учета может предоставлять прямую информацию менеджерам и инвесторам о новых инвестиционных возможностях, например, высокий размер прибыли других фирм. Учетная информация может быть и непрямой, например, отслеживание рыночной стоимости акций, которая может рассматриваться как ориентир для инвесторов, принимающих решение о размещении своих активов.
Публикуемая бухгалтерская отчетность, содержащая полное раскрытие информации, формирует доступный фактическим и потенциальным пользователям определенный набор информации о конкретной компании, поддерживая тем самым контрактные отношения. Учетная информация способствует эффективному управлению активами, например, своевременному прекращению убыточных проектов. Однако следует отметить, что может существовать некоторая несогласованность между исламскими и «традиционными» учетными практиками в части оценки активов. Традиционные учетные практики являются «консервативными» и часто используют историческую (фактическую) стоимость актива, в то время, как в исламском бухгалтерском учете обычно применяется оценка по справедливой стоимости.
Принцип документирования хозяйственных операций практически напрямую прописан в Коране. «О те, которые уверовали! Если вы заключаете договор о долге на определенный срок, то записывайте его, и пусть писарь записывает его справедливо. Писарь не должен отказываться записать его так, как его научил Аллах. Пусть он пишет, и пусть берущий взаймы диктует и страшится Аллаха, своего Господа, и ничего не убавляет из него. А если берущий взаймы слабоумен, немощен или не способен диктовать самостоятельно, пусть его доверенное лицо диктует по справедливости. В качестве свидетелей призовите двух мужчин из вашего числа. Если не будет двух мужчин, то одного мужчину и двух женщин, которых вы согласны признать свидетелями, и если одна из них ошибется, то другая напомнит ей. Свидетели не должны отказываться, если их приглашают. Не тяготитесь записать договор, будь он большим или малым, вплоть до указания его срока. Так будет справедливее перед Аллахом, убедительнее для свидетельства и лучше для избежания сомнений. Но если вы заключаете наличную сделку и расплачиваетесь друг с другом на месте, то на вас не будет греха, если вы не запишите ее. Но призывайте свидетелей, если вы заключаете торговый договор, и не причиняйте вреда писарю и свидетелю. Если же вы поступите так, то совершите грех. Бойтесь Аллаха — Аллах обучает вас. Аллах ведает о всякой вещи» (сура 2, аят 282).
Еще одним важным принципом является принцип существенности. Надлежащее раскрытие информации требует, чтобы бухгалтерские отчеты содержали всю существенную информацию. Чтобы информация была полезной своим пользователям, нужно включать в бухгалтерские отчеты пояснительные записи и, при необходимости, дополнительную существенную информацию. Требование раскрытия всей существенной информации согласуется с положениями Корана об истине: «Действительно, Мы послали тебя с истиной (Кораном), радостным вестником и предупреждающим (о Судном дне)…» (сура 2, аят 119). Раскрытие всей существенной информации для достижения правдивых и точных расчетов, и на их основе принятие решений в соответствии с вероучением, является наиболее важной чертой исламской учетной системы.
Принцип достоверности присущ каждому аспекту жизни мусульман. Достоверность требуется и от системы бухгалтерского учета. Если публикуемая бухгалтерская отчетность не достоверна, многие мусульмане не смогут выполнять свои религиозные обязанности, например, правильно оценить возможность платить закят или помогать малоимущим другим способом. Если бухгалтеры честно выполняют свои обязанности, а не преследуют свои интересы, они должны составлять полную, достоверную бухгалтерскую отчетность.
Представление бухгалтерской информации также должно осуществляться корректно и полно, включая существенные детали. Изменения в финансовом положении организации должны отражаться в бухгалтерском балансе и согласовываться с отчетом о финансовых результатах. Активы в исламском учете включают всю собственность, которую можно оценить, и которая является результатом действий, совершенных владельцем. «В соответствии с исламской моделью учета активы и обязательства не разделяются на краткосрочные и долгосрочные, и они на балансе отражаются по текущей рыночной цене».
Обязательства в исламской модели бухгалтерского учета определяются или как справедливая задолженность, или как долг другого человека или организации. Капитал возникает из финансовой оценки и противопоставляется активам и обязательствам.
Активы, обязательства, доходы, расходы в Исламе должны быть законными. Например, доходы от процентов и задолженность и процентам таковыми не признаются. Выплата процентов также незаконна.
Поводя итог, следует сказать, что основным фактором, оказывающим влияние на формирование и развитие исламской модели бухгалтерского учета, является религия. Главный долг мусульман заключается в служении Аллаху во всех аспектах своей деятельности, поскольку в Исламе не делается различий между светской и духовной жизнью. Бухгалтерский учет ведется в соответствии с законом Ислама (шариатом), этические нормы которого оказали непосредственное влияние на принципы бухгалтерского учета. Информация, производимая системой исламского бухгалтерского учета, должна быть надежной, последовательной, сопоставимой во времени, и, самое главное, подтверждать тот факт, что организация ведет свою деятельность в соответствии с шариатом и выполняет свои социально-экономические обязанности.