Влияние системы налогообложения на эффективность разработки газового месторождения
В статье представлены результаты оценки влияния изменения взимания налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) на газ на экономическую эффективность разработки газового месторождения и на доходы государства. Сопоставлены расчеты по двум вариантам.
Первый вариант – в системе налогообложения добычи газа, действовавшей до 2014 г., когда для всех месторождений применялась единая ставка НДПИ. Второй вариант – в системе налогообложения, действующей с 1 июля 2014 г. по настоящее время, когда величина отчислений НДПИ стала рассчитываться дифференцированно для каждого газового месторождения. По результатам расчетов сделан вывод о том, что дифференцированный подход к определению НДПИ на газ значительно улучшит экономическую эффективность газодобычи для вертикально интегрированной нефтяной компании.
Основным стратегическим документом, определяющим развитие газовой отрасли на перспективу, выступает «Энергетическая стратегия – 2035». В качестве целевых ориентиров в ней обозначен прирост потребления природного газа на внутреннем рынке до 17-24% к 2035 г., на внешних рынках – до 35-52%. Одной из задач, направленных на достижение поставленных ориентиров, является «установление равных экономических условий для справедливой конкуренции, прежде всего между ПАО «Газпром», вертикально-интегрированными и независимыми нефтегазовыми компаниями».
В связи с этим, чрезвычайно важное значение имеет построение эффективной системы налогообложения минерально-сырьевого сектора, которая должна, с одной стороны, обеспечивать получение государством природной ренты, генерируемой при добыче минерального сырья, а с другой – соответствовать потребностям долгосрочного развития, сохранять достаточные стимулы для инвестиций в данный сектор23456. В 2013 г. была инициирована дифференциация недрополь-
Таблица 1. Описание расчетных вариантов
Показатель |
Вариант 1 |
Вариант 2 |
Период действия налоговых условий |
До 01.01.2014 г. |
С 01.01.2014 г. по наст.вр. |
Ставка НДПИ на природный газ, руб./1000 м3 |
333,5 |
35,0 |
Формула расчета НДПИ на природный газ |
– |
ВДПИгаз = Сндпц ■ ■ К„ + Гг |
Расчетная величина НДПИ на природный газ |
– |
161,9 |
Таблица 2. Результаты расчетов
Показатель |
Вариант 1 |
Вариант 2 |
333,5 |
161,9 |
|
2 Чистый дисконтированный доход по проекту, млн. руб. |
2592,7 |
7083,4 |
3 Дисконтированный доход государства, млн. руб. |
26105,4 |
22482,2 |
в т.ч. доля поступлений за счет НДПИ, % |
36,5 |
20,9 |
4 Индекс доходности инвестиций, руб./руб. |
1,1 |
1,3 |
5 Срок окупаемости, лет |
19,3 |
14,1 |
6 Внутренняя норма доходности, % |
16,4 |
18,8 |
зователей по налогу на добычу полезных ископаемых на газ по аналогии с подобной дифференциацией в нефтедобыче, реализованной еще в 2007 г. Цель исследовательской работы – оценить влияние изменения взимания налога на добычу полезных ископаемых на газ на экономическую эффективность разработки газового месторождения. Объектом исследования выступает одно из газовых месторождений ПАО «НК «Роснефть».
С 2014 г. был изменен порядок исчисления ставок НДПИ для газа горючего природного и газового конденсата. До 2014 г. ставка НДПИ на природный газ и газовый конденсат была фиксирована на год и едина для всех недропользователей. В течение 2014 г. произошла дифференциация налогообложения по НДПИ. Сначала дифференциация подразумевала разделение недропользователей на две категории – «Газпром» и прочие производители газа.
С 1 января 2014 г. в отношении газа горючего природного, добытого из всех видов месторождений углеводородного сырья, применялась ставка 700 руб. за 1000 м3 газа. При этом она умножалась на коэффициент 0,673 следующими налогоплательщиками:
- налогоплательщиками, не являющимися в течение всего налогового периода собственниками объектов Единой системы газоснабжения;
- налогоплательщиками, не являющимися в течение всего налогового периода организациями, в которых непосредственно и (или) косвенно участвуют собственники объектов Единой системы газоснабжения, и суммарная доля такого участия составляет более 50%. Таким образом, ставка НДПИ на природный газ для всех, кроме ПАО «Газпром», была 471 руб./1000 м3.
С 1 июля 2014 г. произошла дальнейшая дифференциация НДПИ на газ путем введения формулы для расчета ставок НДПИ в отношении газа горючего природного и газового конденсата (ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 30.09.2013 N 263-ФЗ).
Ставка НДПИ в отношении природного газа составляет 35 руб. за 1000 м3 газа. Эта величина умножается на базовое значение единицы условного топлива (Еут) и на коэффициент, характеризующий степень сложности добычи газа горючего природного и (или) газового конденсата из залежи углеводородного сырья (Кс), а к полученному произведению прибавляется величина показателя, характеризующего расходы на транспортировку газа горючего природного (Тг).
В работе оценено влияние изменения взимания налога на добычу полезных ископаемых на газ на экономическую эффективность разработки газового месторождения. С этой целью проведены расчеты эффективности разработки газового месторождения по двум вариантам: в системе налогообложения добычи газа, действовавшей до 2014 г., когда для всех месторождений применялась единая ставка НДПИ и в системе налогообложения, действующей с 1 января 2014 г. по настоящее время, когда величина отчислений НДПИ рассчитывается дифференцированно для каждого газового месторождения. Описание вариантов расчетов приведено в таблице 1. Результаты расчетов представлены в таблице 2.
По критерию чистого дисконтированного дохода (ЧДД) оба варианта эффективны: ЧДД положительны, индексы до-
ходности больше единицы. Если в первом варианте (условиях до 2014 г.) дисконтированный доход государства больше ЧДД инвестора в 10 раз, то во втором варианте – в 3,2 раза (рисунок 1). Вместе с тем, совокупный дисконтированный доход увеличится по данному проекту от применения дифференцированного налогообложения на 3,0%.
Изменится структура совокупного дохода: доля инвестора увеличится с 9% до 24%, соответственно с 91% до 76% уменьшится доля дохода государства. Кроме того реализация дифференцированного подхода на данном месторождении увеличивает ЧДД инвестора на 63% по сравнению с вариантом
- При этом доход государства снизится на 14%. Изменится также структура доходов государства. Доля поступлений по НДПИ на газ снизится с 36% до 21%. В целом по результатам расчетов на примере одного из газовых месторождений ПАО «НК «Роснефть» можно сделать вывод о том, что введение дифференцированного налогообложения по НДПИ на газ значительно улучшит экономическую эффективность проекта для инвестора. В этом прослеживается одна из целей данного дифференцированного подхода в налогообложении – создать равные конкурентные возможности для недропользователей в газовой отрасли.
СЕЙДАЛИН Рустам Рашидович – магистрант Института нефтегазового бизнеса Уфимского государственного нефтяного технического университета