Роль потребительского потенциала и потребительских способностей в формировании человеческого капитала
В статье исследуются проблемы формирования человеческого потенциала семьи и ее потребительского потенциала, вопросы влияния потребительского потенциала, потребительских способностей на процесс накопления человеческого капитала, формирования и развития человеческого потенциала.
Базовым уровнем процесса воспроизводства человеческого потенциала выступает домохозяйство. Поскольку главной функцией семьи является воспроизводство человеческого потенциала, человека как такового одновременно как носителя цели общественного производства и как его основного ресурса, то домохозяйство (ДХ) – «экономическая ипостась» семьи, прежде всего, обеспечивает экономические условия производства, сохранения, развития человеческого потенциала, а также организует собственно деятельность по его воспроизводству. Экономический «срез», аспект каждой из функций семьи, сумма, сочетание этих срезов в совокупности формируют основную функцию домохозяйства.
Система функций семьи и домохозяйства по созданию и развитию человеческого потенциала представлена на рис. 1. Каждая из функций семьи имеет определенное отношение к процессу воспроизводства человеческого потенциала и человеческого капитала членов семьи. Деятельность домохозяйства на всех стадиях функционирования человеческого потенциала направлена на создание условий для его формирования, сохранения и развития. Все функции домохозяйства так или иначе связаны с его потребительской функцией, либо способствуя формированию материальных условий для ее выполнения, либо реализуясь в той или иной мере посредством потребительской функции.
Домохозяйство фактически представляет собой сообщество, обеспечивающее производство особого рода – производство человеческого потенциала, его физической, духовно-нравственной, интеллектуально-профессиональной и социальной компонент. При этом трудно отделить расходы ДХ, представляющие текущие издержки, от инвестиций в человеческий капитал. Так, трудно ответить на вопрос, являются ли расходы ДХ на образование и здравоохранение (в том числе – на приобретение соответствующих услуг для детей) текущими затратами или элементами инвестиционных расходов, нацеленных на получение отдачи в будущем. Согласно принятой Всемирным банком методике стоимостного расчета национального богатства и человеческого капитала как одной из его составных частей, значительная часть потребительских расходов – текущие расходы семей на питание, одежду, содержание жилища, образование, здравоохранение – рассматривается в качестве капитальных затрат. Представляется, что в условиях современной России, когда ограниченное потребление значительной части семей обеспечивает им лишь простое или даже суженное воспроизводство, их текущие потребительские расходы вряд ли могут рассматриваться в качестве инвестиций. В этих условиях лишь часть потребительских расходов (напри-
Рис. 1. Функции семьи и домохозяйства по формированию и развитию человеческого потенциала и человеческого капитала
мер, на образование) по самой своей природе выступают в качестве инвестиционных.
Практически все стадии реализации этой функции так или иначе связаны с другими функциями семьи и ДХ и с потребительским поведением ДХ и его членов. Более того, при внимательном рассмотрении функций семьи и ДХ становится очевидным, что все они, будучи подфункциями основной – функции воспроизводства человеческого потенциала – реализуются, прежде всего, через потребительское поведение ДХ.
Так, функция семьи по рождению и воспитанию детей, их социализации реализуется через организацию семейного потребления, в частности, медицинских услуг и услуг сферы образования и культуры, книжной продукции, продукции СМИ и др. Рекреационная функция неотделима от потребления ДХ услуг сфер отдыха и туризма, здравоохранения, и т.д.
Потребительское поведение домохозяйства обусловлено его потребительским потенциалом, который в ресурсной части определяется: макроэкономическими условиями воспроизводства человеческого потенциала (уровень доходов населения; общая сбалансированность потребительского рынка; уровень инфляции; государственная политика в области цен, доходов и поддержки социально уязвимых слоев населения и т.д.); условиями воспроизводства человеческого потенциала на мезоуровне (уровень и соотношение потребительских цен на различные товары и услуги; сбалансированность регионального потребительского рынка); микроэкономическими условиями (социально-демографическая структура и стадия жизненного цикла семьи; «стартовый» социально-экономический уровень жизни людей, создающих семью; имеющееся имущество; совокупный доход семьи, определяемый ее социально-экономическим положением, суммой доходов от собственности, от предпринимательской деятельности, суммой оплаты труда и трансфертов, а также натуральными доходами, доходами от продажи произведенных домохозяйством товаров, услуг, доходами от сберегательно-инвестиционной деятельности, объемом товаров и услуг, поступающих на основе нерыночного обмена).
Помимо «ресурсной» части, потребительский потенциал домохозяйства определяется потребностями семьи, обусловленными ее структурой, и ресурсными возможностями, а также социально-культурным контекстом ее жизни, ее общими потребительскими нормами и установками. Поэтому условиями роста потребительского потенциала домохозяйства и его эффективной реализации выступают не только создание макроэкономических условий роста его реальных доходов, развитие потребительского рынка, более активное участие государства в его формировании, рост его наполненности товарами и услугами, повышение их разнообразия, но и повышение культуры формирования потребностей и потребления семьи.
Формирование потребительского потенциала – необходимое условие и предпосылка реализации потребительской функции ДХ, посредством которой происходит реализация практически всех остальных экономических функций семьи и осуществляется воспроизводство ее человеческого потенциала. Формирование человеческого потенциала семьи, в свою очередь, неразрывно связано с процессом формирования человеческого капитала.
В современных концепциях человеческого капитала предпринимаются попытки выделения не только инвестиционных, но и потребительских аспектов накопления человеческого капитала. На наш взгляд, эти аспекты инвестирования можно выделять, но не разделять, поскольку это части единого целого. Вряд ли можно говорить о современном человеке, пользующемся услугами образования, здравоохранения, как о субъекте, нацеленном только на инвестиционные, либо напротив – только на потребительские, аспекты подобных вложений.
Больший интерес представляет та мысль, что в действительности в развитии человеческого капитала органично переплетаются накопление производительного и потребительного потенциала индивида. Однако выделить в этих потенциалах инвестиционный и потребительский аспекты накопления, на наш взгляд, практически невозможно.
Здесь следует остановиться на наименее изученной области исследования человеческого капитала – его связи с потребительской стороной жизнедеятельности человека, семьи и общества. В условиях формирования постиндустриальной экономики человеческий капитал обретает новую конфигурацию, в рамках которой экономически значимой становится не только производительная, но и потребительская ценность человеческих способностей.
Правомерно предположить, что и деятельность индивида как носителя человеческого капитала может быть производительной и потребительской. С точки зрения реализации человеческого капитала это связано с необходимостью использования соответствующих способностей.
Осуществляя потребительскую по своей сущности деятельность, равно как удовлетворяя определенную потребность, человек формирует для себя определенное знание (либо пользуется уже известным знанием) о способе осуществления подобной потребительской деятельности, удовлетворения соответствующей потребности. Благодаря накоплению этих знаний по мере опыта потребления, у человека формируются способности к осуществлению различных видов потребительской деятельности – потребительские способности, которые целесообразно рассматривать как часть человеческого капитала.
Вместе с тем, элементарной, на первый взгляд, необходимости удовлетворения потребности в еде (или связанного с данной потребностью интереса) могут соответствовать разные уровни подготовки потребителя, то есть различные потребительские способности: от примитивных знаний и умений в потреблении готовых продуктов до знаний различных способов их приготовления, от общепринятых знаний культуры питания до знаний, к примеру, английского или японского столового этикета. Можно сказать, что потребительские способности современного человека столь же многообразны, сколь различны его экономически значимые интересы и виды потребительской деятельности, возникающие вследствие актуализации всевозможных потребностей.
Таким образом, потребительские способности индивида оказывают существенное влияние как на его потребительский потенциал, так и на человеческий капитал. Важно понимать, что компетентностный подход в целом применим и в отношении потребительских способностей индивида, для которых теоретически можно построить карты компетенций с соответствующими уровнями освоения знаний, умений, навыков. Набирающие популярность курсы финансовой грамотности, по сути, представляют собой формирование потребительских компетенций, а не производительных (профессиональных).
Таким образом, проблемы оценки эффективности инвестиций в человеческий капитал связаны, среди прочего, с наличием не только инвестиционных, но и потребительских аспектов накопления человеческого капитала, существованием не только производительного, но и потребительского потенциала индивида.
РОССИНСКАЯ Галина Михайловна – кандидат экономических наук, старший научный сотрудник, заведующая кафедрой общей экономической теории Башкирского государственного университета